На улицы Люблино вышли не только ксенофобы. Фото автора
После событий в Бирюлеве марш начинают воспринимать как легальную форму политического протеста. К националистическим лозунгам примешиваются социальные, а участие в акциях начали принимать не только радикалы, но и рядовые горожане. Об этом в интервью «НГ» заявили организаторы Русского марша Владимир Тор и Дмитрий Демушкин. Они уверены, что власти более не смогут игнорировать националистическую повестку дня.Марш существенно расширил географию. 4 ноября акции против мигрантов прошли в сотне российских городов и в информационной повестке дня перекрыли остальные события. Иначе оцениваются выступления националистов. После событий в Бирюлеве с этим видом протеста властям придется считаться, убеждены организаторы Русского марша.
«Обычный участник Русского марша – молодой человек примерно 25 лет. В этот раз, особенно вначале, люди были представлены более гармонично – от девушек до грудных младенцев», – говорит «НГ» один из лидеров националистов Владимир Тор.
В чем причина роста антимигрантских настроений? «Ситуация с засильем мигрантов в России сейчас максимально напряженная», – говорит Владимир Тор. – Разговоров на кухне людям уже не хватает, и бытовое возмущение выплескивается на улицы». Попытки руководства страны перетянуть информационное одеяло на себя успехом не увенчались, считает собеседник «НГ»: «Власти изначально проигрывали День народного единства, а в 2013 году он стал синонимом российского национализма».
Лозунг о визовом режиме со странами Средней Азии перешел в официальную повестку дня, отмечают националисты, подчеркивая, что тему мигрантов активно использовали кандидаты в мэры Москвы Сергей Собянин и Алексей Навальный. В похожем ключе высказывался, на взгляд собеседников «НГ», и лидер «Гражданской платформы» Михаил Прохоров. «Этот вопрос сейчас наиболее болезненный для москвичей – важнее, чем пробки», – считает Тор.
Отношение российских политиков к Русскому маршу неоднозначное. Ведь наряду с разумными требованиями, включая свободу слова и честные выборы, акции националистов регулярно сопровождаются инцидентами с избиением лиц неславянской внешности. Отдельные группы участников последнего шествия публично скандировали непечатные лозунги, включающие призывы к убийству неславян. Часть молодежи прямо с марша направилась «зачищать» электрички от мигрантов.
«Заметьте, они ушли с марша, – говорит Владимир Тор. – Выбор действительно стоит так – либо марш, либо «накрывать» электрички». Стычки молодежи с кавказцами происходят повсеместно, а не только во время Русского марша, добавляет Тор: «Это не рецепт разрешения конфликта, а признак повышения температуры в обществе. Мы на развилке – либо решаем проблему цивилизованным путем, либо таким образом».
Лидер движения «Русские», один из ключевых организаторов Русского марша Дмитрий Демушкин в беседе с «НГ» заметил, что «фриков» на нынешнем шествии было гораздо меньше: «Желающих позиговать с каждым годом становится все меньше, вменяемых националистических организаций – больше». Демушкин отметил, что на последней акции значительно увеличилось количество социальных лозунгов. Напомним, что наряду с лозунгом «Россия для русских» участники требовали честных выборов, свободы слова и освобождения политических заключенных.
Были изменения и в составе участников, говорит Демушкин. И хотя основу марша по-прежнему составляет пассионарная молодежь, в самом начале можно было видеть значительное количество пришедших на него обычных горожан. «Охват марша – 100 городов – стал самым большим за всю историю мероприятия», – хвастается Демушкин. Факт, что вместе с расширением географии Русского марша выросло и число инцидентов, собеседник «НГ» не комментирует: «Разных людей хватает, что мне их комментировать».
В связи с назревшими изменениями Русский марш может превратиться в аналог ирландского Дня святого Патрика, говорит Демушкин: «У русских ведь нет официального праздника, на котором они могли бы заявить о своих правах».
По словам директора Левада-Центра Льва Гудкова, 84% москвичей одобряют Русский марш, а лозунг «Россия для русских» одобряют 60% россиян.
Главное, чтобы защита прав населения России была прерогативой государства, а если и выливалась на улицы – то в сугубо мирных формах. Любое насилие в отношении нерусских сведет на нет все попытки сформировать в глазах гражданского общества образ «вменяемого националиста». А именно к созданию такого образа призывают в последние годы организаторы Русских маршей.