Дмитрий Козак призвал прессу к корректному освещению событий. Фото Reuters
В истории с погромами в Бирюлеве нашелся традиционный виновник беспорядков – пресса. Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка обвинил журналистов в разжигании межнационального скандала, пообещав найти на них управу «за умышленную дезинформацию населения». А вчера глава комитета Госдумы по информационной политике Алексей Митрофанов предложил создать специальный суд по информационным спорам. Эксперты восприняли происходящее как очередную попытку цензурировать СМИ.
Юрий Чайка предложил ввести административную ответственность для СМИ, которые дезинформируют население в отношении межнациональных конфликтов. Некоторые редакции, по словам чиновника, делают это умышленно: «Значительное влияние на состояние межнациональных отношений оказывает распространение недостоверной информации средствами массовой информации о ходе и причине конфликтов. В отдельных случаях это целенаправленная дезинформация населения». «Назрел вопрос о введении административной ответственности для редакций СМИ за подобного рода публикации», – резюмировал он после выступления Владимира Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям. Президент тогда заметил, что журналисты «сознательно или по глупости, в силу низкой профессиональной квалификации, еще больше усугубляют ситуацию».
Вчера вице-премьер правительства Дмитрий Козак сообщил, что в декабре в России появится Кодекс профессиональной этики журналистов. По его словам, документ подготовлен с учетом требований «по корректному освещению всех событий, в том числе межнациональных». В нем также есть пункт о том, что упоминать этническую принадлежность конфликтующих можно лишь в одном случае – если конфликт связан с «различиями представлений и поведенческими стереотипами представителей этносов». Осталось внести последние корректировки «с учетом требований по корректному освещению событий, в том числе с точки зрения сбережения национального мира», заявил Козак.
«Наряду с представителями Генпрокуратуры, правоохранительных органов и Минкомсвязи мы проанализируем правоприменение этих норм и детально сможем оценить необходимость дополнительных законодательных мер», – пообещал вчера вице-спикер Госдумы от партии «Единая Россия» Сергей Железняк. Правда, он пока не знает, в чем будут эти меры заключаться.
«Следить за словами» журналистов призвал и глава думского комитета по СМИ Алексей Митрофанов. Поддержав инициативу Чайки, он предложил создать специальный совет либо отдельный суд по информационным спорам. Коллеги депутата пообещали рассмотреть такую возможность. По мнению Митрофанова, необходимо найти грань, «когда журналисты информируют о событиях и когда подогревают страсти», которые приводят к дальнейшей эскалации конфликта. «Поэтому нужен специальный суд по СМИ. Но пока эта инициатива находится в проработке», – констатировал парламентарий.
По мнению гендиректора Института национальной стратегии Валерия Хомякова, Митрофанову не стоит вмешиваться в дела российской печати: «Господин Митрофанов пусть лучше Думой занимается. У нас есть замечательный закон о печати, на мой взгляд, один из лучших в мире, пусть он внимательно читает законодательство. Я понимаю порыв Митрофанова, Чайки и прочих чиновников, водящих хороводы вокруг власти, – им хочется использовать нынешнюю ситуацию, чтобы прищемить СМИ».
Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко добавил, что подобная инстанция, которую уже не впервые предлагает Митрофанов, существует, но, к сожалению, не работает: «Если говорить в целом, то такая инстанция – вещь полезная, поскольку ее нельзя расценивать как судебный или репрессивный орган. Другое дело, с эффективностью там сейчас не очень». Он также раскритиковал инициативу Сергея Железняка, который планирует разработать дополнительные законодательные меры в отношении акул пера.
Сейчас СМИ несут ответственность по Гражданскому кодексу за публикацию сведений, порочащих честь и достоинство граждан или организаций.
«Стремление возложить ответственность за межнациональные столкновения на СМИ у власти есть, и боюсь, что всегда будет. А вот когда конкретных решений еще нет, но чиновники говорят, что нужно хоть что-то разработать и ужесточать, это глупость, мягко говоря», – прокомментировал Борис Макаренко порыв Железняка. – Так же и из заявления Чайки невозможно понять, за что именно вводится ответственность: целенаправленную дезинформацию или берем шире это понятие. А у нас любят резиновые формулировки. Каким образом будут доказывать, что информация неверна или даже заведомо неверна? Это сложно. Поэтому либо предложенная мера не будет работать, либо же превратится в «полицейскую дубинку», которой будут посягать СМИ за любую непонравившуюся властям информацию».
Валерий Хомяков, в свою очередь, призвал генпрокурора Юрия Чайку разобраться с беспорядками в собственном ведомстве: «События Бирюлева доказывают, что ему необходимо разбираться не со СМИ, а со своими прокурорскими работниками, к которым не единожды обращались местные жители, жалуясь на засилье мигрантов. В итоге все закончилось трагически, и теперь Чайка пытается защитить честь мундира путем перевода стрелок на СМИ. Прокурорские работники вместо своих обязанностей занимаются самопокрывательством и становятся на сторону властей, которые принимают решения, ущемляющие права жителей». По словам Хомякова, любое заявление СМИ, не понравившееся Кремлю, таким образом смогут подвести под «дезинформацию».