Владимир Путин регулярно встречается с соратниками по ОНФ. Фото РИА Новости/Reuters
Вчера представитель Общероссийского народного фронта (ОНФ) депутат Михаил Старшинов заявил о намерении обратиться в Генпрокуратуру – чтобы там дали правовую оценку действиям мэра Южно-Сахалинска, скрывшего, по некоторым сведениям, иностранную недвижимость. В последнее время ОНФ вообще заметно активизировался. Между тем в Госдуме, впервые – публично, прозвучало предложение допустить до региональных выборов представителей общественных организаций. Эксперты считают новую реформу избирательного законодательства возможной, но зависящей от расклада внутриполитических сил. Пока же у ОНФ две главные задачи – следить за исполнением майских указов президента и за местными элитами, нарушающими путинский запрет на иностранные активы.
Народный фронт вышел из полусонного состояния несколько месяцев назад – и это было особенно заметно на фоне информационного почти замалчивания съезда «Единой России». Направление главного удара ОНФ – региональные элиты, изобретающие уловки, чтобы обойти указ президента о запрете на иностранные активы. «Фронтовик» и первый зампредседателя комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Старшинов вчера подверг остракизму единоросса, мэра Южно-Сахалинска Андрея Лобкина. Градоначальник обнародовал декларацию за прошлый год, указав доход в 26,683 млн. руб. Из них зарплата составила 3,67 млн., а «иные доходы» – более 23 млн. Тем временем его супруга, спешно разведенная с Лобкиным гражданка США Людмила Лобкина, приобрела в Америке несколько лакомых объектов недвижимости – в Сан-Франциско, например, их оказалось семь. «Общероссийский народный фронт не будет оставаться в стороне от этой некрасивой истории», – сообщил депутат.
Демонстрируя отвращение к проворовавшимся элитам, ОНФ проявляет внимание к маленьким людям. Иногда – в прямом смысле этого слова. В Мурманск вылетела член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина – чтобы побороться с местными властями за пару ведомственных детских садов. Думается, этот визит не укрепит позиций губернатора Мурманской области Марины Ковтун. До этого Духанина посетила владения калининградского губернатора Николая Цуканова, обнаружив там аналогичные непорядки.
Народный фронт охотно критикует правительство – ведь единороссам не комильфо обрушиваться на своего лидера Дмитрия Медведева. Во вторник на правительственном часе в Госдуме депутат Разиет Натхо поинтересовалась у министра здравоохранения Вероники Скворцовой, как именно ее ведомство собирается выполнять указы президента в области лекарственного обеспечения. При этом в открытую конфронтацию фронт с правительством старается не вступать – все-таки он прошел в нижнюю палату под знаменем ЕР. Вчера ОНФ заявил, что готов отозвать свой законопроект о «золотых парашютах», как только в Думу поступит аналогичный правительственный законопроект. Сегодня медведевский вариант закона об ограничениях компенсационных выплат руководящему составу госкопораций и компаний с госучастием будет рассмотрен на заседании правительства.
Критику Народного фронта в адрес местных властей удачно дополнил опубликованный вчера опрос ВЦИОМа.
По данным социологов, наиболее коррумпированной сферой россияне признают власть на местах, причем с каждым годом респонденты ВЦИОМа все чаще указывают на подверженность местной власти этой проблеме (с 28% до 39% за пять лет). В плане коррупции, утверждает служба Валерия Федорова, региональные начальники уже обогнали ГИБДД.
Разоблачая представителей власти, пренебрегающих указаниями президента, «фронтовики» одновременно как бы перехватывают знамя у оппозиции. От них звучат обвинения в духе блогов Алексея Навального. И это тоже – одно из важных предназначений ОНФ, который не хочет отдавать ни пяди «земли» главному идеологическому противнику. Тот «ударяет» по коррупции – и «фронтовики» «ударяют»… К следующим выборам граждане должны убедиться в том, что нет у них более преданного друга и заступника, чем члены Народного фронта.
И тогда может настать «час Х»: в нижней или в верхней палате парламента созреет поправка в закон о гарантиях прав избирателей, а может, и сразу в закон о выборах депутатов Государственной Думы. Внесет ее, вероятно, представитель думской оппозиции. Документом будет предложено – в целях дальнейшей демократизации общества – допустить до выборов не только партии, но и общественные организации. Именно такая инициатива – впервые публично – прозвучала во вторник на Охотном Ряду из уст первого зампредседателя комитета по конституционному законодательству и госстроительству Госдумы эсэра Александра Агеева.
Александр Агеев предложил коллегам изменить
избирательное законодательство. Фото ИТАР-ТАСС |
Заявление свое Агеев сделал, реагируя на инициативу сенатора Андрея Клишаса, предложившего резко расширить представительство одномандатников на региональных выборах. Депутат сказал «НГ», что реализация его инициативы добавит конкуренции в политическое пространство страны: «Эта мера будет способствовать развитию партийной системы. Я имел в виду принципиально любые общественные организации, зарегистрированные на местном или федеральном уровне. Но, конечно, это позволило бы принять участие в выборах – напрямую – и Народному фронту».
Глава Центральной ревизионной комиссии ОНФ депутат Вячеслав Лысаков в беседе с «НГ» заметил, что «расширение полномочий общественных организаций – это вопрос очень интересный». Напомнив, что предложение Агеева было отклонено фракцией ЕР, он привел в пример Карелию, которая в своей Конституции позволила общественным организациям быть субъектом законодательной инициативы: «В этом регионе полномочия общественных организаций таковы, что они могут вносить законопроекты. Поэтому это направление (допуск движений к выборам. – «НГ») достаточно интересное. Коллега Агеев высказал достаточно интересную мысль, и, я думаю, в принципе ее стоит обсуждать. Вполне здравое предложение, интересная тема». Лысаков с сожалением замечает, что тоже голосовал против обсуждения предложения Агеева, потому что «есть фракционное решение», которое он «счел нужным поддержать».
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов полагает, что идея участия в выборах общественных движений противоречит курсу власти на усиление института одномандатников. В то же время он считает логичным вносить большее разнообразие в систему региональных политических моделей. Ремизов считает, что ОНФ сегодня не заменяет ЕР, а является некой надпартийной опорой президента, которая должна обеспечивать механизм обратной связи с обществом: «Вводится своего рода корпоративный принцип представительства, когда отдельные социальные корпорации – учителя, врачи, бюджетники, предприниматели, водители, пастухи, – все они имеют какое-то свое слово к президенту, и президент имеет к ним какое-то слово». По словам эксперта, возникает некий центр социально-корпоративного представительства, который должен работать параллельно политической системе».
При этом, замечает Ремизов, выстраивать такого рода параллель иногда бывает сложно – из-за конкуренции между представителями ОНФ и ЕР: «В каждом случае эти конкурентные ситуации в ручном режиме разруливаются руководством этих структур, региональными властями и Кремлем».
Председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин пояснил «НГ», что реализация идеи допуска общественных движений к выборам – и региональным, и парламентским – при наличии политической воли легко осуществима: «Если бы речь не шла о том, что у избирателей сформировалось отвращение к слову «партия», ОНФ с таким же успехом мог бы зарегистрироваться и как партия. Тут в некотором роде идет рекламная игра слов: почему Общероссийский народный фронт не регистрируется как партия? Ровно потому, что слово «партия» у всех уже набило оскомину. Наши партии были построены искусственным образом».
Чтобы допустить общественные движения к выборам, сказал Андрей Бузин, надо внести в закон о гарантиях избирательных прав граждан поправку – избирательными объединениями могут быть также общественные объединения в форме движений и организаций: «И тогда возникнет видимость конкурентной борьбы разных политических сил. А кандидат от ОНФ будет делать акцент на том, что он вовсе не единоросс».