Фото Reuters
Городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу Госдума вчера позволила устанавливать особые правила проведения выборов в собственные парламенты. Избирать их или полностью по партийным спискам, или целиком по одномандатным округам, или в любом соотношении этих принципов. Всем остальным субъектам РФ прописана четкая пропорция: как минимум, 25% – списочники, остальное – одномандатники. Думская оппозиция считает антиконституционной такую подгонку «Единой Россией» норм закона под свои интересы. Как стало известно «НГ», соответствующий иск в Конституционный суд может быть готов уже через пару недель.
Госдума приняла вчера уже в окончательном виде законопроект об установлении новых правил проведения выборов в регионах и муниципалитетах. Пресловутая инициатива сенатора Андрея Клишаса, как и ожидалось, на Охотном ряду была несколько расширена и изрядно дополнена. Причем, принцип корректировки избирательного законодательства под насущные нужды партии власти в этом документе доведен почти до совершенства. Напомним, что изначально в так называемом «законе Клишаса» предлагалось лишь убрать с местного уровня обязательность партийных выборов, а на уровне субъектов РФ установить для партий пониженную по сравнению с нынешней партийную квоту. Вместо классического равенства между списочниками и одномандатника в 50 на 50, планировалось сделать 25 на 75. Однако в Госдуме пошли еще дальше. В ходе обсуждения текста на профильном комитете появилась поправка, автором которой формально выступил один из депутатов фракции ЛДПР. Городам федерального значения, то есть Москве и Петербургу, было разрешено вообще не считаться с общими правилами.
То есть они могут вводить у себя любые избирательные системы – хоть сплошь пропорциональные, как, кстати, уже и так сделано в северной столице, хоть чисто мажоритарные – за что, как известно, уже выступил мэр Москвы Сергей Собянин. Впрочем, данная норма закона теоретически позволяет установить, скажем, и такую пропорцию: 1% – по партийным спискам, 99% – по одномандатным округам. Однако всем понятно, что, конечно, такой экзотикой, к примеру, в Москве заниматься никто не будет, а вот полностью одномандатные выборы всех будущих 45 депутатов Мосгордумы – это уже в общем-то политическая реальность. Любопытно, что вчера ряд информагентств, передавая новости о думских решениях, прямо так и написали: Госдума позволила Москве и Питеру проводить выборы только по округам. Председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин на неоднократные вопросы оппозиционеров – зачем это сделано, отвечал весьма жестко. «Те предложения, которые делаются, каждый раз отражают запрос общества и вносимые изменения делаются в зависимости от достаточно точных статистических данных, которые получаются в результате опросов различного рода центров» – так реагировал он на упреки в политической ангажированности производимых изменений в законодательстве.
Однако вчера оппозиция наконец заговорила в полный голос о возможной их неконституционности. Координатор фракции КПРФ Анатолий Локоть именно на этом основании потребовал снять закон с рассмотрения. А когда это не удалось, попытался убедить ГД отклонить поправку о московской и питерской самостоятельности как антиконституционную, нарушающую статью 5 Основного закона. Локоть заявил, что вот такие сомнительные нововведения – «это не безобидная вещь, а очередной шаг, направленный на слом Конституции». К сожалению, наши оппозиционеры оказались плохими чтецами этой главного текста всей страны, потому что ссылались только на пункт 4 вышеназванной конституционной статьи. В нем, как известно, говорится, что «во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны». Вот поэтому-то Плигин несколько саркастически и констатировал: «Обратите, пожалуйста, внимание на
фразу «взаимоотношения с федеральными органами государственной власти», данной поправкой ни в коей мере не затрагивается этот институт». А между тем в той же статье 5 имеется самый первый пункт, где как раз и говорится о том, что хотя РФ и состоит из республик, краев, областей, автономных округов и автономной области, а также городов федерального значения, но все они – «равноправные субъекты РФ».
Руководитель юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев заявил «НГ», что Плигин, конечно, слишком вольно протрактовал Конституцию, упустив из виду и пункт 1 ее статьи 5 и даже смысл вроде как подтверждающего его правоту пункта 4. «Для них, видимо, взаимоотношения бывают лишь тогда, когда это связано с деньгами, а ведь законодательное регулирование, которое осуществляет федеральный центр, – это одна из форм его взаимоотношений с регионами. Правила выборов устанавливаются федеральными законами, а их – по Конституции – может принимать только федеральный парламент», – пояснил коммунист. Он также сообщил, что как раз на днях лидер КПРФ Геннадий Зюганов уже поручил юристам компартии представить свой анализ возможного иска в Конституционный суд. Соловьев, кстати, считает, что иск тут будет простой, поскольку решение ГД касается всего лишь одного аспекта. «Через пару-тройку недель – как раз к тому времени, когда президент, что практически уже не вызывает сомнений, закон подпишет, – у нас бумага в КС РФ будет готова», – подчеркнул депутат. На вопрос о шансах получить положительное решение суда Соловьев ответить затруднился, объяснив это сложностью предсказания политической конъюнктуры Кремля. Но напомнил: «По поводу криминального фильтра для кандидатов тоже не было никакой уверенности, однако худо-бедно, но КС все-таки признал его в нынешнем виде неконституционным».
Зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов выразил уверенность в том, что в этом деле его партия предпримет с коммунистами совместные действия. Общая же его оценка ситуации с корректировкой всего избирательного законодательства такова: «Политическая целесообразность у нас, к сожалению, выше конституционной нормы». По мнению эсэра, кстати, поэтому-то партия власти и не инициирует изменений тех норм Основного закона, которые их в чем-то начинают ограничивать, предпочитая «менять Конституцию де-факто». А источник «НГ» в Госдуме сообщил вчера: единороссы, судя по всему, прекрасно понимают, что на самом деле они опять по-настоящему покусились на Конституцию. Напомним, что предыдущее покушение – тот самый запрет баллотироваться тем людям, кто когда-либо осуждался за тяжкие и особо тяжкие преступления – уже разоблачено Конституционный судом. «Еще на стадии обсуждения в комитете нам было ясно дано понять: будете сильно упираться из-за этого исключения для Москвы и Питера, мы и вправду установим для всех регионов равноправие – и разрешим им всем отменить партийные выборы», – сказал собеседник «НГ». Кстати, Плигин вчера тоже не стал исключать отправки этой поправки в КС РФ. Прямо на заседании ГД он констатировал: «Несомненно, что оценка законопроекта, а в дальнейшем закона, – это право Конституционного Суда РФ».
Оппозиция вчера в Госдуме устроила вокруг данного закона настоящую битву. В ход шли не только политические и конституционные соображения, но и математические, философские и прочие аргументы. Кое-кто пытался брать единороссов и на «слабо». Например, первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству Александр Агеев (СР) назвал прилаживание закона к особенностям анатомии партии власти «политической трусостью». Он предложил им подумать о других способах привлечения людей на выборы – например, о разрешении участвовать обществнным организациям не только в муниципальных, но и в региональных кампаниях. То есть намек был вполне прозрачен: ведь есть Народный фронт – вторая партия власти, вот пусть он и получит возможность показать себя на деле. Однако ЕР, похоже, не хочет допускать к электоральному пирогу лишних едоков, пускай даже и близкородственных. Недаром новыми поправками к «закону Клишаса» без лишнего шума поднят проходной барьер для партий на муниципальном уровне. Вместо нынешних 5% можно сделать 7 – и при этом регионам, напомним, дается право вообще не проводить в муниципалитетах – даже самых крупных – выборов по партспискам.