Геннадий Зюганов видит панацею от нынешних проблем в советском прошлом. Фото с официального сайта КПРФ
Национальный вопрос и задачи партии по укреплению дружбы народов – тема субботнего пленума ЦК КПРФ. Хотя готовился он заранее, ожидалось, что после событий в Бирюлеве коммунисты откорректируют свои позиции. Коррекция пошла в сторону интернационализма. Мигранты зачислены в пролетариат, тяжелое положение русских теперь поминается реже. КПРФ также, судя по всему, отказалась от идеи референдума по поводу введения визового режима со странами СНГ. И вообще нацвопрос признан вторичным по сравнению с вопросами собственности и власти.
Зал, где проходило заседание пленума, был набит битком. Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов находился в хорошем расположении духа: выражал признательность присутствующим за поддержку, вручал награды членам партии, дарил женщинам и ветеранам цветы. Пленум был посвящен дружбе народов, и Зюганов, похоже, решил продемонстрировать ее наглядно. Несмотря на дождливую погоду, возле здания Научно-методического центра профсоюза работников АПК, где проходил пленум, развернулись презентационные палатки различных российских республик. В палатке под плакатом «Кабардино-Балкария навеки с Россией» гостям и прохожим бесплатно предлагали национальную выпечку: хычины, лакумы, пироги с ботвой. И рассказывали, как много в их регионе сделали коммунисты. По соседству с ними в другой палатке разливали чачу и демонстрировали собрание фотографий и календарей с изображением представителей ЦК КПРФ разных лет. У центрального входа в здание представительная дама в традиционном русском народном облачении и в кокошнике исполняла актуальные частушки, стараясь попасть в такт аккордеону и периодически выкрикивая: «Ох, Зюганов, ай да молодец!»
Впрочем, большинство местных жителей с ходу благородной идеей коммунистов проникаться не желало, к примеру, уделяя больше внимания дагестанскому коньяку.
Вот и житель соседнего дома, представившийся Степаном, объяснил «НГ» свой приход к месту проведения пленума скорее потребительским любопытством, чем желанием дружить. «Я с ночной смены только вернулся, а спать не дают – шумят, частушки орут. Да кому нужна эта агитация, тем более утром выходного дня? А пришел сюда – да хоть коньяк у них выпью… в качестве моральной компенсации», – заявил он. И, несмотря на протесты представительницы Дагестана, раздававшей горячительную продукцию, выпил очередную рюмку.
Основополагающий доклад пленума произнес сам Зюганов. Начал он его с воспоминаний о настоящей дружбе народов, которая, по его мнению, была в Советском Союзе. После цитат из поэтов и писателей и напоминания о народных пословицах по теме дружбы всех со всеми председатель ЦК КПРФ тем не менее сказал, что для разрушения великой страны ее противники использовали в том числе и метод разжигания национальной розни. При этом так и осталось до конца непонятным, почему былая дружба весьма быстро перешла во вражду, причем нередко вооруженную. Объяснения Зюганова сводились к тому, что тогда одновременно шли еще экономический кризис и разгул антикоммунизма. То же самое происходит и сейчас, а потому нацвопрос опять и обострился – вот так лидер Компартии перешел к современности.
Правда, сначала не к российской, а общемировой. Глобализм – как принцип нового порабощения, «война цивилизаций» и «борьба с международным терроризмом» – как его инструменты, проблемы мультикультурализма – как способ отвлечь людей от классовой борьбы. Поэтому-то коммунисты и собрались для выработки правильного соотношения классового и национального элементов в своей деятельности, пояснил Зюганов. Он пригвоздил российскую власть за то, что вместо настоящих решений нацвопроса она занимается изображением патриотизма. И отказывается понимать, что единственно правильный путь – это воссоздание СССР, чем, скажем, КПРФ и намерена заняться в случае прихода к власти. Ну а далее он перешел к критике либерального курса нынешнего руководства страны, который окончательно передает ее в руки мировой олигархии.
Тема пленума практически до самого конца доклада Зюганова проглядывала в нем эпизодически. Например, глава КПРФ упомянул о том, что «неуправляемая миграция крайне тревожит русское население», напомнил о тяжелой ситуации на Северном Кавказе. А потом перешел к разбору идеологии национализма – с обильным цитированием классиков марксизма-ленинизма, напоминаниями о высказываниях Сталина по этому вопросу, историческими экскурсами и параллелями. В общем, он показал себя еще одним серьезным теоретиком, достойным занять свое место в традиционном для коммунистов перечислении их имен. Стоит отметить, что в докладе Зюганова как-то очень мало было сказано прежде часто встречавшихся слов о величии русского народа и его государствообразующей миссии. О православии вообще не было ни звука. В общем всю чисто теоретическую часть его выступления можно было свести к тезису: национальный вопрос для коммунистов вторичен, его нынешнее обострение – это всего лишь следствие нерешенных проблем с собственностью и властью. Если они в руках народа, неоднократно повторил Зюганов, то и никакой национальной вражды нет, а если у олигархов, то все ровно наоборот.
Что же касается нынешней действительности, то глава Компартии назвал оппозиционера Алексея Навального «продуктом» союза либералов и русских националистов. И это был первый звоночек о том, что генеральная линия партии, похоже, в очередной раз заколебалась. И уже потом, после рассуждений о том, что именно пролетариат является передовым классом любой нации и именно он самим своим существованием решает все нацвопросы, Зюганов заявил: «КПРФ – противник неконтролируемой миграции, но друг трудящихся – молдаван, таджиков, узбеков и других выходцев из ближнего зарубежья. И мы утверждаем: одно лишь ужесточение пограничного контроля проблемы миграции не решит. Магистральный путь их решения – возрождение нашей общей родины. Мы исходим из диалектики: контроль над миграцией – необходимая временная мера сегодня, а воссоздание единого социалистического государства – полное решение проблемы завтра. Нам нужны не национальные анклавы и гетто, а интернациональные коллективы и дружба народов».
Из этого заявления прежде всего становится понятно, что коммунисты отзывают свои предварительные обещания о проведении референдума по визовому режиму для стран СНГ. Напомним, что первым против виз высказался Владимир Путин, которого затем поддержали, кажется, все более или менее видные представители власти. И вот теперь очередь дошла и до оппозиции. Однако невозможно представить себе, чтобы объявленный Зюгановым курс на интернационализм в реальности проводился низовым активом КПРФ. Потому что это может на самом деле похоронить эту партию, отпугнув от нее явно в большинстве своем националистически настроенного избирателя. А потому следует предположить, что руководителям Компартии из Кремля скорее всего было просто не рекомендовано поднимать визовую тему. Но оппозиционность свою показывать на чем-то надо – вот отсюда и вытащен на свет уже несколько подзабытый пролетарский интернационализм. Тем более что путинский Народный фронт эксплуатирует если и не националистические, то очень близкие к ним ультрапатриотические настроения – и Зюганов резко раскритиковал это как способ задурить людям головы.
И в пику псевдопатриотам перед своей партией он поставил такую задачу: «Новое направление, которое нам предстоит освоить, – это поиск форм и средств работы среди мигрантов – тружеников из бывших советских республик. В противном случае они будут отданы на откуп буржуазной власти, криминалу и религиозным фанатикам. Эти миллионы людей – в числе тех, с кем предстоит прокладывать путь к возрождению союзного государства. Значит, нужно взаимодействовать с ними, защищать их права по законам России, помогать пробуждению их классового сознания». Понятное дело, что больших успехов здесь коммунисты никак не достигнут. Ведь нелегалы в ответ на попытку их как-то организовать будут подозревать, что их в реальности намерены сдать правоохранительным органам. Те же мигранты, которые каким-то более или менее законным образом в стране зацепились, в основном благодарны за это нынешней власти и с оппозицией никаких дел иметь, очевидно, не захотят.