Фото Reuters
Против участников народного схода в Бирюлево будет заведено уголовное дело по статье «Хулиганство», пообещали в МВД. На глазах корреспондента «НГ» сход перерос в попытку штурма торгового центра и завершился столкновениями с полицией. За несколько часов были задержаны почти четыре сотни человек. Корреспондент «НГ» был задержан полицией и оказался вместе с манифестантами в автозаке.Сегодня протесты возмущенных жителей, скорее всего, продолжатся, считают источники «НГ» в МВД. Есть информация о том, что к овощной базе в Бирюлево выдвинулись БТРы, а сама база закрыта на санитарный день.
Напомним, что в ночь на 10 октября жителя Бирюлево Егора Щербакова ударом ножа в сердце убил, предположительно, выходец с Кавказа, что спровоцировало массовые волнения в Бирюлево. В воскресение намеченный народный сход перерос в народный гнев практически сразу после встречи жителей с и.о. начальника полиции Южного округа Александром Половинко, прошедшей рядом с местом гибели 25-летнего молодого человека. Полицейский рассказал, что за последние два года раскрываемость преступлений в районе повысилась, а криминогенная обстановка, напротив, снизилась. Люди такую статистику не поняли, в разговоре с полицейским чином быстро перешли на крик, и, буквально отмахнувшись рукой от Половинко отправились прочь. В произошедшем винили не только кавказцев, но и власти в целом, усилиями которых – по мнению местных жителей, Бирюлево превратилось в этническое гетто. «Я бы все наше начальство своими руками задушила», – сокрушалась пожилая местная жительница.
Расходились, однако не по домам – весь накопленный гнев местные жители вылили на торговый центр «Бирюза», расположенный неподалеку. Протестующие прорвались в торговый центр, намереваясь обнаружить там нелегальных мигрантов, однако в связи с их отсутствием разбили автомат с напитками и бросили фаер в кабинку охраны. Впоследствии в государственных СМИ данный эпизод фигурировал как штурм торгового центра. В толпе действительно были замечены небольшие группы молодых ребят характерного для националистов вида, однако численный перевес был на стороне возмущенных происходящим коренных жителей района – самого разного возраста.
Активнее всего протестующие вели себя на примыкающей к «Бирюзе» Булатниковской улице. Трехтысячная толпа перекрыла ее всю, попытавшись остановить полицейский автобус с первыми задержанными – участниками прорыва в ТЦ. Активисты выкатили на проезжую часть несколько мусорных баков и уговаривали безмерно удивленных происходящим водителей автобусов перекрыть движение. Движение по улице было парализовано до глубокой ночи.
Поняв, что отбить арестованных не удается, протестующие не сдерживались – в полицейских летели стеклянные бутылки. Одновременно собравшиеся скандировали призывы защитить русских от произвола лиц кавказской внешности. «Сколько можно нас резать и убивать здесь, полиция бездействует!», – кричала на омоновцев местная жительница, рассказывая, что инциденты происходят в районе регулярно, а ночью русские стараются не появляться на улице.
В какой-то момент создалось впечатление, что на улицу вышло буквально все русскоговорящее население района. Один из активистов в честь этого даже достал российский триколор. «Хоть посмотрим друг на друга», – радостно кричали в толпе. Воодушевленные призывом, несколько тысяч человек отправились на овощную базу, отношение к которой якобы мог иметь убийца Егора Щербакова. Овощехранилище местные жители в беседе с «НГ» охарактеризовали как крайне криминальное место, где обитают многие нелегальные мигранты. На базу, о захвате которой почему-то также сообщили многие СМИ, почти не удалось – вход был заранее перегорожен полицейскими кордонами.
Ловля нелегальных мигрантов, и это было очевидно, была лишь предлогом для прихода на базу. Создавалось впечатление, что людям просто нужен был повод во всеуслышанье объявить: они возмущены криминогенной обстановкой в районе, засильем мигрантов, и считают, что власти и полиция не могут защитить их права. Многие проводили параллели с Болотной площадью, подчеркивая, что полицейские научились бороться лишь с уличными активистами.
Бирюлевцы наглядно убедились в этом сами, когда полицейские спустя полчаса относительно мирного стояния у ворот базы неожиданно достали дубинки и на глазах корреспондента «НГ» стали избивать протестующих. Многих повалили на асфальт, и, раздирая кожу до крови, тащили в автозаки. «Тебе что, делать нечего?» – почти ласково обратился к корреспонденту «НГ» омоновец, завидев интерес к арестам, и заломив руки повел в автозак. На сообщение о том, что автор этих строк выполняет профессиональный долг, полицейский сказал, что «ему все равно», и отказался представиться: «Да я тебе в автозаке знаешь что щас сделаю!». После чего, выполняя уже собственный профессиональный долг, коллеги полицейского несколько раз ударили сотрудника «НГ» по ногам, почти поставив на шпагат, и внимательно обыскали сумку, не найдя там ничего, кроме блокнота у журналистского удостоверения.
В отношении арестованных участников демонстрации, у которых «корочек» не было, действовали еще грубее. Одна из сотрудниц полиции, смеясь, призналась коллегам, что автозак набили до п***ды, а одному из задержанных стало плохо и он там «блюет», но ей плевать. Врача, несмотря на крики из автозака и стоящий по соседству автомобиль скорой помощи, так и не позвали. Другой полицейский потребовал от вытолкнутого на тот момент из автозака журналиста «НГ» «не стоять рядом с полицейскими» – иначе арестует.
Спустя полчаса территория овощной базы была полностью зачищена, а от нее едва успевали отъезжать полные автозаки с людьми. Стало известно, что протестующие вновь собираются у торгового центра «Бирюза». Спустя час повторились столкновения с полицейскими, которые без видимой причины, а иногда и просто молча, выхватывали людей из толпы и уводили в автозак. «Вы что делаете, вы зачем хватаете наших детей!? – кричали навзрыд женщины в толпе. Тем временем десятеро полицейских отправились в рейды по близлежащим дворам, где вообще ловили первых попавшихся прохожих.
Главный полицейский Южного округа – вышеупомянутый Александр Половинка – на вопросы корреспондента «НГ» о том, кто отдал приказ о разгоне народного схода и за что людей начали задерживать и избивать дубинками, отвечать не стал – мол, некогда было.
В ночь на понедельник стало известно, что усилиями полиции было задержано около 400 человек. В МВД объявили, что многим из них вменят статью «Хулиганство», а глава ведомства Владимир Колокольцев заявил, что «все провокаторы, все активные участники событий в Бирюлево должны быть как можно быстрее установлены и привлечены к предусмотренной законодательством ответственности. Ни о каких договоренностях, ни о каких переговорах с преступниками речи вообще не должно быть».
Блогеры гадают, каких именно провокаторов власти имеют в виду – ведь списать вызванные крайне низким уровнем жизни беспорядки на либералов или тем более на Госдеп в этом случае властям не удастся. Хотя в толпе были замечены и националисты из других районов, основной костяк митингующих составляли все таки коренный бирюлевцы. Многие были пьяны, но в своем гневе, недовольстве властью и своей жизнью в бирюлевском гетто были абсолютно искренни.
Итог протестов: несколько перевернутых автомобилей (особенно доставалось газелям), а также избитый группой скинхедов как минимум один прохожий неславянской внешности. Поэтому простор для работы у следствия будет даже больше, чем на Болотной площади, где доставалось как раз самим демонстрантам от полицейских. Протест жителей Бюрюлево, носил, конечно, националистический характер. Но стал он, несомненно, и отражением затравленного положения, в котором, по признаниям граждан, они живут уже много лет.