Илья Яшин (в центре) удивил европейских парламентариев резкостью выражений. Фото со страницы Ильи Яшина в социальной сети Facebook
Последний визит российских оппозиционеров в Брюссель привел к скандалу. Евродепутат от Латвии Александр Мирский потребовал от президента Европарламента и своих коллег запретить вход в ведомство отдельным членам российской делегации. Поводом послужила критика в адрес президента Владимира Путина и самого Мирского, обвиненного в отстаивании интересов России. По мнению экспертов, речь идет о пророссийском лобби в Европе.Мирский в беседе с «НГ» пояснил, что направил обращение президенту Европарламента Мартину Шульцу и другим коллегам, где указал на «недопустимость визита в ведомство подобных экземпляров», имея в виду отдельных представителей российской оппозиции.
Напомним, что скандальная дискуссия разгорелась во время обсуждения в Брюсселе политического бойкота Олимпийских игр в Сочи (см. «НГ» от 02.10.13). Вступив в перепалку с россиянами, Мирский усомнился в политическом характере преследования экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и необходимости обсуждения в стенах Европарламента темы отсутствия питьевой воды у участницы Pussy Riot Надежды Толоконниковой. Добавив, что его избиратели потребовали «растерзать участниц скандальной панк-группы». На это он получил гневную отповедь российских оппозиционеров как на самом заседании, так и позднее в Интернете. Напомним, что оппозицию в Брюсселе представляли политик Илья Яшин, экологическая активистка Евгения Чирикова, член федерального политсовета РПР–ПАРНАС Владимир Кара-Мурза и журналист Олег Кашин.
Яшин позднее в специфических выражениях обвинил Мирского в попытке «подлизываться» к Владимиру Путину. Евгения Чирикова, которая также вступила в перепалку с Мирским в Брюсселе, в беседе с «НГ» заявила, что «ей все стало ясно в отношении европарламентария» после его фразы о том, что «избиратели велели ему растерзать Pussy Riot»: «В Европарламенте сидят достаточно зрелые люди, чтобы понять, какого рода инициативы могут исходить от Мирского».
Парламентарий счел поведение российских представителей недопустимым, заявив, что Европейский парламент – не место для оскорблений лидеров европейских государств, подразумевая слова оппозиционеров в адрес Путина. В беседе с «НГ» он подчеркнул, что независимо от исхода обращения намерен не допустить появления в Европарламенте отдельных российских оппозиционеров: «Своим поведением Яшин и компания просто дискредитирует само понятие оппозиции. Скорее всего для господина Яшина вход в эту европейскую структуру будет закрыт надолго. А если он случайно там появится, я лично его оттуда выкину».
«Для таких запретов нужны весомые основания, как, например, нарушение прав человека или участие в преступлениях, – говорит «НГ» евродепутат Карлис Шадурскис. – Пока Евросоюз является демократической структурой, я надеюсь, таких прецедентов по отношению к российским оппозиционерам у нас не будет».
Хотя перспективы обращения и выглядят сомнительными, они вскрывают проблему наличия пророссийского лобби в евроструктурах. В этом убеждены как российские оппозиционеры, так и некоторые европарламентарии. Источники «НГ» в Европарламенте утверждают, что российские дипломаты имеют рычаги влияния на некоторых евродепутатов и даже представителей отдельных стран. В том числе и поэтому принятые ведомством резолюции, осуждающие Россию, зачастую игнорируются.
«Я не могу давать оценку действиям Александра Мирского, но у меня нет ни малейших сомнений, что лоббисты интересов Кремля и Владимира Путина очень сильны в Европарламенте, – говорит «НГ» евродепутат, член комитета по правам человека Европарламента Леонидас Донскис. – Особенно среди коллег, которые знают русский язык». Впрочем, попытки Кремля превратить этнические меньшинства в пятую колонну в Балтии не увенчались успехом, заключает Донскис: «Геополитически Латвия и Эстония совсем не похожи на Молдову с ее Приднестровьем или Грузию с Абхазией и Южной Осетией». Так что политика замороженных конфликтов или поиск рычагов влияния на отдельных депутатов вряд ли помогут российскому руководству в достижении их целей, делает вывод собеседник «НГ».
Москва–Брюссель