Фото Reuters
Вчера ректор Самарского медицинского университета, глава совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России Геннадий Котельников на IV всероссийском съезде православных врачей в Самаре сообщил, что считает необходимым преподавание теологии будущим медикам. Эксперты неоднозначно отнеслись к этой инициативе.
«Сейчас в учебный план медицинских вузов не входят такие предметы, изучение которых помогло бы студентам решать жизненные проблемы, с которыми они обязательно столкнутся в своей будущей профессиональной деятельности», – заявил Котельников. Он уверен, что изучение теологии поможет будущим медикам решать спорные этические вопросы. Пресс-служба синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению приводит уточнение, которое сделал Котельников – в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, преподавание теологии должно проводиться крайне деликатно: «Надо никого не обидеть, ничего не надо делать насильно».
Напомним, что такая кафедра уже работает в МИФИ. Возглавил ее глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Илларион. В июне около ста академиков и членкоров РАН написали в Минобрнауки по этому поводу письмо с требованием эту кафедру закрыть на том основании, что Россия – светское государство.
Протоиерей Георгий Ореханов, проректор по международной работе Православный Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в беседе с «НГ» идею открыть еще одну кафедру теологии, на этот раз на Волге назвал полезной. Он уверен, что и в медицинских вузах, и на физических факультетах обязательно должны преподаваться мировоззренческие дисциплины: «Я много общаюсь с физиками, врачами, биологами. А также с немецкими, итальянскими коллегами. И они все единодушно свидетельствуют, что теологи в Европе являются полноценными участниками всех научных дискуссий, – собственно говоря я сам в таких дискуссиях участвовал». Профессиональные богословы, считает священник, могут принести врачам много полезного.
Собеседник «НГ» призвал корреспондента не понимать ситуацию «вульгарно и упрощенно»: «Конечно, когда зубной врач вам лечит зубы, – он никаких теологических проблем не решает. Но когда человек лежит в коме или в реанимации и задает вопрос, например, о допустимости эвтаназии – это проблема не сугубо медицинская. Это вопрос, который имеет нравственную составляющую, и обсуждать его с богословами для врачей очень и очень полезно».
Не смущает ли протоиерея Ориханова многонациональный состав студентов? «Это уже технический вопрос, – ответил «НГ» священнослужитель. – Если мусульманам, например, эти лекции неинтересны – наверное, их можно от них освободить. А если мусульмане считают, что им должны преподавать мусульманские специалисты – это вполне естественно, я никакой проблемы здесь не вижу».
Другого мнения придерживается директор Центра религиоведческих исследований «РелигиоПолис» Екатерина Элбакян. Она считает странным уже то, что новые кафедрыназываются теологическими: «Это уловка. В российской традиции все-таки идет термин богословие, в отличие от теологии, которая присуща западным конфессиям – католицизму, протестантизму, от которых естественно, русская церковь отмежевывается, всячески их критикуя. Получается, что вроде бы подверженный критике католицизм и протестантизм вдруг становится аргументами, когда говорится о том, что в западных университетах есть теологические факультеты».
Врач, подчеркивает собеседница «НГ», должен учиться лечить человека, исходя все-таки из естественно научных познаний в сфере физиологии, анатомии и т. д., а не с той точки зрения, что бог сотворил человека, дал ему дыхание жизни и, так сказать, пошла развиваться жизнь. Я думаю что к такому врачу сами священники не пойдут, и своих детей не поведут, – если он будет с таких позиций лечить больных». По мнению эксперта, насаждение в вузах теологических кафедр связано со стремлением церкви «подтвердить свою концепцию о том, что у нас чуть ли не 80% православных, что является полным бредом»: «У нас достаточно мусульман и представителей других религиозных организаций. А во-вторых, большинство населения вышло из Советского союза с атеистическим сознанием. И потом, все-таки подлинная религиозность формируется семьей, а не преподавателями».