Многолетняя борьба Вячеслава Лебедева за единство судебной системы увенчалась успехом. Фото ИТАР-ТАСС
Вчера президент Владимир Путин внес в Государственную Думу ряд поправок в законодательство, существенно меняющих систему отечественного судопроизводства. Правке подверглась Конституция. Изменены некоторые ее статьи – в сторону дальнейшей централизации власти. В РФ создается единый суд – система, объединяющая суды общей юрисдикции с арбитражными. На пост руководителя структуры рассматриваются, по информации «НГ», несколько кандидатов, среди которых – нынешний глава Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев. Эксперты не исключают, что в будущем эту должность может занять нынешний премьер Дмитрий Медведев, если он покинет правительство.Президент внес поправки разом в восемь статей Конституции. Почти все они связаны с идеей об упразднении Высшего арбитражного суда (ВАС) и соединении судопроизводства под началом единого органа. Например, в статье 71, где расписаны полномочия федерального Центра, исключается такое понятие, как «арбитражно-процессуальное законодательство». То есть теперь в России будут существовать единые и общие Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы.
Новый состав Верховного суда будет представлен 170 судьями, назовет которых специальная квалификационная коллегия из 27 членов по отбору кандидатов. По словам информированного источника «НГ», близкого к руководству Верховного суда, все 10 окружных арбитражных судов войдут в систему судов общей юрисдикции – как одно из направлений: «Интеллектуальный потенциал ведомства полностью сохранится». В составе ВС будет создана арбитражная коллегия, восьмая по счету – наравне с уголовной, гражданской, административной и т.д. Отдельного руководства в арбитражном судопроизводстве не будет. Официального комментария вчера ни ВС, ни ВАС не давали.
Процедура объединения закончится в 2014 году. Глава думского комитета по гражданскому, арбитражному, уголовному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников напоминает о ее сложности: «Нужно будет внести поправки в Конституцию, а следовательно, нужно, чтобы парламенты субъектов Федерации проголосовали – не менее двух третей, как мы знаем. Затем мы проголосуем квалифицированным большинством – и мы, и Совет Федерации, а поправки в сами законы, посвященные конкретным судам, будут на втором этапе». Далее придется принять поправки в процессуальное законодательство. Переходный период определил сам Путин – шесть месяцев.
Таким образом, в стране произойдет возврат к целостности судебной системы. В последние несколько лет ВАС очень хотел стать самостоятельной отраслью правосудия, что разрушало судебную систему: все-таки ВС должен был остаться высшей инстанцией. В его составе изначально логично выглядел бы суд Арбитражный – как одно из направлений. Путин прекратил неуместные споры за первенство в иерархии.
Многие эксперты считают, что большие шансы есть у нынешнего главы ВС Вячеслава Лебедева. Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, называя персоналии шорт-листа, упоминает и о нынешнем министре юстиции Александре Коновалове: «В случае если Лебедев выходит из числа претендентов». Эксперт не исключает, что пост руководителя единого суда может занять и Дмитрий Медведев, если правительство уйдет в отставку или если он сам его покинет.
По мнению Алексея Мухина, длительный переходный период может породить долгую неразбериху. Но объединение – вещь необходимая, уверен эксперт: «Любое слияние чревато системными сбоями. Но зато в такой период возможно наладить оптимальное функционирование механизма – сделать его более простым и современным. А также изменить кадровый состав судов. Плюсы в этой ситуации явно перекрывают минусы».
Двойственные чувства в связи с судебной перестройкой возникают у руководителя Всероссийского союза страховщиков, экс-главы Института современного развития Игоря Юргенса: «С одной стороны, безусловно, из-за отсутствия большого кадрового резерва, да и вообще, если честно, квалифицированных судей, присяжных заседателей и всего того, что связано с судопроизводством, объединение практически неизбежно. Мы переживаем приблизительно такое же слияние надзоров на финансовых рынках – создание так называемого мегарегулятора. И назначение на пост главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной доказывает, что это позитивно и эффективно. С другой стороны, на моих глазах предприниматели в арбитражные суды поверили».
Дмитрий Медведев и Александр Коновалов тоже могут возглавить будущий единый суд, считают некоторые эксперты.
Фото РИА Новости |
Впрочем, разгадка следует тут же: в статье 83 появляется новый пункт – «е 1». Вот в нем и значится, что президент представляет сенаторам кандидатуру генпрокурора. Но не только его – теперь наконец конституциирована процедура, которую СФ взял себе явочным порядком, закрепив ее лишь в законе о прокуратуре. А именно: верхняя палата по представлению президента назначает еще и замов генпрокурора. Следом же в поправке значится абсолютная новация, значительно расширяющая полномочия главы государства. Указано, что он «назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров». В обосновании необходимости изменения Конституции по этому поводу уточняется, что назначения региональных прокуроров происходят по представлению генпрокурора, согласованному с властями субъектов РФ. А все прочие прокуроры выше городского уровня назначаются президентом единолично. Получается, что под это подпадают прокуроры уровня федеральных округов, межрегионального уровня, а также различные спецпрокуроры, если, конечно, будет осуществлена идея о возможности их появления, которая уже высказывалась, скажем, рядом депутатов Госдумы.
Так что еще одна статья Конституции – 129-я, в которой как раз и говорится о прокуратуре, переписывается целиком и полностью. Исчезает, например, пункт 1 этой статьи, где написано, что это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и самому генпрокурору. Вместо жесткой записи идет ссылка на профильный закон об этом ведомстве, где конституционная норма в принципе повторена. Правда, сейчас, по данным «НГ», на последней стадии согласования находится новый закон о прокуратуре – и что будет написано там, пока неизвестно.
Кстати, глава 7 Конституции все-таки меняет название. Теперь это «Судебная власть и прокуратура». Последнего слова ранее не было, и это являлось наглядным свидетельством беспорядка, в котором текст Основного закона принимался 20 лет назад. Корреспондент «НГ» тогда наблюдал, как буквально в последние дни перед обязательным опубликованием текста проекта Конституции, выносимого на референдум 12 декабря, тогдашний генпрокурор Алексей Казанник бегал по инстанциям, чтобы исправить забывчивость отцов-основателей, не написавших о прокуратуре ни слова. Вот прокуратуру в последний момент и вписали в главу о судебной власти, чтобы не создавать отдельного раздела.
По мнению Игоря Юргенса, наблюдается тенденция дальнейшей централизации власти: «В период кризиса она может сыграть позитивную роль – нельзя этого отрицать. Но в будущем она же может сыграть и роль негативную. Сверхцентрализация уже наметилась как в капле воды в реформе Академии наук – институты которой, безусловно, ранее все-таки обладали некоей автономией или по крайней мере какими-то элементами независимости. Нынешние реформы могут привести к централизации, по поводу которой мы потом еще будем переживать. Дьявол в деталях: централизовать все и вся – опасно. С другой стороны – следует учитывать то, что происходит за окном».
Скорее всего можно предположить: Владимир Путин к 20-летию Основного закона показал, что Конституция – корова. Но – не священная.