Алексей Мешков: «Все, что произошло с Arctic Sunrise, – чистая провокация». Фото РИА Новости
На этой неделе в Европарламенте дадут оценку ситуации вокруг арестованных в России активистов Greenpeace. Европейцы собрали миллион подписей за их освобождение, а сторонники экологов собирают акции протеста. Эксперты заявляют, что Россия исчерпала лимит времени, отпущенный Европой на добровольное освобождение гринписовцев. И когда к делу подключатся европейские институты, скандала не избежать. В российском МИДе тем временем отчитали правительство Голландии – надо было внимательнее следить за судном Arctic Sunrise.На этой неделе тема незаконного ареста обвиненных в пиратстве активистов Гринписа будет затронута на сессии Европейского парламента в Страсбурге. Ранее европейцы занимали выжидательную позицию, высказываясь очень осторожно – арест, мол, осуждают, но вмешиваться в «независимое российское правосудие» не хотят.
Постепенно риторика изменилась, поскольку в дело вмешивается не только геополитика, но и общественное мнение европейских избирателей. Те выражают свое недовольство на площадях – одна из первых демонстраций на днях прошла в столице Финляндии Хельсинки. В ней приняли участие около 1,5 тыс. человек, что, по мнению журналистов, много для обычно спокойных финнов. Представители немецкого отделения Greenpeace сообщили о сборе более 1 млн. подписей под петицией в защиту арестованных активистов.
К ситуации с арестом экологов Greenpeace постепенно подключаются европейские правозащитные организации. Родственники арестантов пишут открытые письма к российским властям, которые охотно цитируют СМИ. Вчера ситуацию обсуждали на гражданском форуме Россия–ЕС в Гааге. В конце прошлой недели правозащитники выступили со специальным заявлением на конференции ОБСЕ, которая прошла в Варшаве.
Ранее власти Голландии пообещали подать на Россию в Международный суд. В МИДе в ответ объявили, что претензии есть к самим голландцам. «Российская сторона неоднократно обращалась за последние полтора года к голландской стороне с тем, чтобы Голландия, как страна флага, пресекла противоправные действия этого судна. К сожалению, этого сделано не было», – заявил замглавы МИД РФ Алексей Мешков. «Поэтому у нас значительно больше вопросов к голландской стороне, чем у них может быть к нам, – сказал Мешков. – Все, что произошло с Arctic Sunrise, – чистая провокация».
Член комитета по правам человека Европарламента, евродепутат Леонидас Донскис в беседе с «НГ» подчеркнул, что Евросоюз пытается руководствоваться принципами «тихой дипломатии»: «Российские власти очень не любят шумихи, и мы пытаемся сделать так, чтобы властям было выгодно соблюдать права человека». Однако могут победить и сторонники более жесткой риторики – спикер группы Альянса либералов и демократов по России Кристийна Оюланд в беседе с «НГ» не сдерживала недоумения в отношении отсутствия реакции Европы на происходящее.
Реакция обязательно последует, причем в ближайшее время, дал понять в беседе с «НГ» европарламентарий Карлис Шадурскис: «Вопрос в том, что парламентарии могли бы сделать для защиты экоактивистов и что сделают в итоге. Дело скорее всего закончится очередной резолюцией с оценкой действий российских властей». Комментируя заявление российского МИДа, Шадурскис подчеркивает, что там могут говорить что угодно – к российской риторике в Европе уже давно привыкли.
С учетом развития событий судьба активистов станет предметом для торга с Европой – резолюциями ее не испугаешь, считают эксперты. «В Европе стали понимать, что мирно договориться не удастся, – говорит заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Ранее там ждали, что власти ограничатся символическими штрафами и выпустят активистов». Российские власти по советской традиции, напротив, восприняли происходящее как недопустимый прецедент, говорит эксперт: «Преследуя экологов, они хотят пресечь любые попытки посягательства на арктические объекты и рассматривают их как нарушение суверенитета». Кстати, по данным опросов ВЦИОМа, большинство россиян поддерживают арест активистов Greenpeace – правда, по мнению экспертов, во многом этот эффект был достигнут пропагандой госканалов.
Что касается официальных резолюций, осуждающих российское руководство, власти по традиции их проигнорируют, резюмирует эксперт: «Складывается ощущение, что властям уже все равно. Даже то, как пройдет Олимпиада, похоже, уже вторично. Ведь в Советском Союзе ее также многие бойкотировали, но на общественное мнение граждан это повлияло положительно – многие даже плакали на трибунах».
Брюссель