Фото с сайта Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Семьи военнослужащих, пропавших без вести в ходе войн и вооруженных локальных конфликтов, как и семьи погибших солдат и офицеров, ежемесячно будут получать денежную компенсацию (ЕДК). С такой законодательной инициативой выступили сенаторы Виктор Озеров и Валерий Рязанский. Правительство поддержало поступивший в Госдуму на днях соответствующий проект закона, но не во всем. Российский кабинет министров против выдачи ЕДК для семей воинов, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Таких, по данным Минтруда, может быть до 60 тыс., а в финансово-экономическом обосновании говорится, что для выдачи ЕДК потребуется дополнительно до 5 млрд. руб. в год.Как следует из заключения, подписанного руководителем аппарата правительства Сергеем Приходько, кабинет министров «поддерживает законопроект при условии его доработки в части уточнения категорий пропавших без вести военнослужащих, члены семей которых получат право на ежемесячную компенсацию, и соответствующей корректировки финансово-экономического обоснования к законопроекту».
Сенаторы и правозащитники с такой позицией не согласны. По их мнению, налицо нарушение принципа социальной справедливости. Конфликт по этому вопросу может быть резонансным, поскольку и Виктор Озеров, и Валерий Рязанский возглавляют в Совете Федерации (СФ) важные комитеты (по обороне и безопасности и социальной политике), являются активистами «Единой России», а значит, должны представлять интересы партии власти. Пока сенаторы в пояснительной записке к законопроекту объясняют свою позицию тем, что введение каких-либо ограничений «приведет к социальному расслоению и усилению напряженности среди особой категории семей военнослужащих и к массовым обращениям в суды».
Подобное социальное расслоение уже существует. Сенаторы обращают внимание на то, что семьи погибших военнослужащих в ходе войн и вооруженных локальных конфликтов, в том числе и павшие в годы Великой Отечественной, получают ЕДК 14 тыс. руб. Но в отношении родственников без вести пропавших защитников отечества эта норма в законодательстве не предусмотрена, в связи с чем в органы государственной власти поступают многочисленные жалобы и судебные иски членов семей военнослужащих, пропавших без вести в Афганистане, на Северном Кавказе и в других регионах. «При рассмотрении исков судебными органами в массовом порядке выносятся постановления о признании военнослужащих, пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и других боевых действий, погибшими при исполнении обязанностей военной службы, что в итоге ведет к осуществлению денежных выплат», – пишут сенаторы.
«В последнее время на самом высоком уровне в России декларируется особое внимание и уважение к воинам, особенно к ветеранам Великой Отечественной войны, к погибшим солдатам. Это уважение, я полагаю, распространяется и на военнослужащих, которые в силу тех или иных обстоятельств пропали на полях сражений без вести, – считает председатель ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих капитан 1 ранга Олег Шведков. – У нас в стране есть ресурсы, чтобы все семьи участников боев, судьба которых неизвестна, получали компенсации. Это вопрос не только семейно-личностный и социальный, но и вопрос нравственности нашей власти. Это вопрос нынешнего престижа военной службы, авторитета государства, которое должно быть особенно бережным к людям, защищающим отечество».
Дискуссия в Госдуме по поводу законопроекта, внесенного сенаторами, может быть горячей, хотя вряд ли его будут обсуждать в ближайшее время. ЕДК семьям без вести пропавших Озеров и Рязанский предлагают выдавать только с 1 января 2015 года.
Потерянные защитники России
По данным комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, в ходе войн и вооруженных локальных конфликтов с 1946 по 2008 год пропали без вести 796 военнослужащих. Из них в Афганистане в 1979–1989 годы – 271, а на Северном Кавказе в 1994–2008 годы – 332 солдата, прапорщика и офицера. Точно оценить количество военнослужащих, пропавших в 1941–1945 годах, комитету не удалось. По данным департамента финансового планирования Министерства обороны РФ, за назначением компенсации могут обратиться до 15 тыс. членов семей военнослужащих, пропавших без вести в ходе Великой Отечественной войны. Министерство труда и социальной защиты РФ предполагает, что на 2013 год подобных обращений может быть около 60 тыс.