Фото Reuters
Сегодня в Замоскворецком суде пройдут прения сторон по одному из фигурантов «болотного дела» – Михаилу Косенко, которому грозит принудительное лечение. Процесс над остальными 12 обвиняемыми, перенесенный в Никулинский районный суд, обрастает скандалами. Выяснилось, что «болотников» оставили без еды. Родственники «болотников» просят защиты у мэра Москвы Сергея Собянина, а из Европарламента раздаются требования о вмешательстве в дело о массовых беспорядках различных европейских структур.
Сегодня Басманный суд Москвы должен продлить меру пресечения лидеру «Левого фронта» Сергею Удальцову, обвиняемому в организации массовых беспорядков. Дело их предполагаемых участников, задержанных на митинге 6 мая 2012 года и после него, вчера впервые слушалось на новом месте – в Никулинском суде.
В зал заседаний – якобы из-за нехватки места – попытались не пустить около половины пришедших. Когда 12 обвиняемых, скрепленных наручниками, были выведены в зал, выяснилось, что они ничего не ели с семи утра. «Они не просили, ваша честь», – объяснил судье пристав.
Заседание началось со скандала – Владимир Акименков заявил, что его ударил по голове конвойный, а адвокаты потребовали срочного допуска врача к Андрею Барабанову. Судья Наталья Никишина эти замечания проигнорировала.
Вчера был допрошен потерпевший омоновец Алексей Зелянинов, который, указав на Александру Духанину, сказал, что ему в плечо попал кусок асфальта. Оговорившись, что только подозревает девушку – самого момента броска он не видел. Опрошенные на прошлой неделе омоновцы были менее конкретны – они, как правило, никого не узнавали, подчеркивая, что претензий к сидящим на скамье подсудимых у них нет. «Абсолютное большинство допрошенных не узнали фигурантов «болотного дела» и не считают себя потерпевшими, – подчеркивает в беседе с «НГ» адвокат Дмитрий Аграновский.
Сегодня в прежнем «болотном» суде – Замоскворецком – пройдет заседание по поводу Михаила Косенко, дело против которого было выделено в отдельное производство. Там ожидаются выступления прокурора и адвокатов, которые будут просить освободить их подзащитного. В свою очередь, прокуратура должна попросить суд о наказании для Косенко. Напомним, что в связи с наличием у него психического заболевания ему грозит принудительное лечение в психиатрической больнице, против чего категорически возражают адвокаты и родственники. Адвокат Косенко Валерий Шухардин в беседе с «НГ» счел логичным отправку подзащитного на амбулаторное лечение или же вообще его оправдание: «За время процесса был лишь один свидетель, который якобы опознал Косенко, все остальные допрошенные не имели к нему претензий».
Сообщения об ухудшении условий содержания «болотников» появляются на фоне разговоров о возможной амнистии для фигурантов дела. «Почитайте репортажи из Никулинского суда все, кто там об амнистии размечтался после пресс-конференции в Валдайском клубе», – ехидно комментируют пользователи Twitter.
На этой неделе суды занимались продлениями арестов фигурантам дела о массовых беспорядках. Вчера сроки содержания под стражей должны были быть продлены фигурантам «третьей части» «болотного дела» Илье Гущину и Александру Марголину, против которых только ведется следствие. Особой изобретательности суды в этом вопросе пока не проявляют – ранее под арестом, правда, домашним, был оставлен юрист Комитета за гражданские права Николай Кавказский. В постановлении говорится, что его правозащитная деятельность может быть использована для противодействия следствию, рассказал «НГ» адвокат Вадим Клювгант.
Тем временем родственники «болотников» попросили о помощи мэра Москвы Сергея Собянина. Они предложили ему поприсутствовать на судебном процессе, чтобы убедиться в его необъективности. В открытом письме, направленном Собянину, говорится, что полицейские вынуждены врать под присягой, а фигуранты дела теряют в тюрьме здоровье из-за зверского отношения к ним со стороны системы. Большое внимание к «болотному делу» проявляется и в Европе. Европарламентарий Кристийна Оюланд в беседе с «НГ» предложила привлечь к мониторингу суда над участниками антипутинской демонстрации Парламентскую ассамблею Совета Европы. Там с докладом об успехах российского парламентаризма вчера, кстати, выступал спикер Госдумы Сергей Нарышкин. В свою очередь, заместитель главы миссии Евросоюза в Москве Майкл Уэбб в беседе с «НГ» заявил, что его представители максимально пристально мониторят ситуацию. Он добавил, что по мере возможности миссия будет направлять наблюдателей в суд.
Впрочем, на позицию российской правоохранительной системы могут повлиять только в руководстве страны, убеждены эксперты. Пока она действует по ранее заданному сценарию – вчера Тверской суд признал законным отказ, вынесенный оппозиционеру Сергею Давидису Следственным комитетом. Напомним, что Давидис, как и многие другие правозащитники, требовали возбудить уголовное дело в отношении полицейских, применявших силу в отношении демонстрантов 6 мая.
Официально Сергей Собянин на обращение родственников фигурантов пока не отреагировал. Эксперты убеждены, что реакция должна последовать. «Московским властям было бы выгодно продемонстрировать лояльность к фигурантам «болотного дела» и добрую волю в отношении оппозиции», – говорит «НГ» вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. По мнению эксперта, обострение отношений Собянина с несистемной оппозицией перечеркнуло бы его предыдущие усилия по попытке легитимации на выборах. В то же время активных действий столичное руководство, по мнению Туровского, предпринимать не будет: «Там нет желания активно влиять на судьбу «болотников», а формально судебные органы они не контролируют».
Москва–Брюссель