Экологов-нарушителей следствие по-прежнему считает пиратами. Фото Reuters
Вчера Мурманский суд продолжил аресты оставшихся восьми активистов Greenpeace, участвовавших в акции у нефтяной платформы «Приразломная». Также продолжается конфликт Надежды Толоконниковой из Pussy Riot с руководством колонии, которое обвиняет ее в клевете.На момент сдачи номера Мурманский суд решал судьбу восьми активистов Greenpeace - граждан Бразилии, Великобритании, Украины, Нидерландов, США и Финляндии. Собравшиеся у суда сторонники экологов любовались повисшей над зданием радугой, считая ее хорошим знаком. Прогнозы не сбылись – активиста Дмитрия Литвинова арестовали на два месяца. Вслед за ним та же суровая мера пресечения была избрана для финской активистки Сини Саареле.
Обвинители сочли, что, не имея постоянного места жительства в России, он может скрыться от суда и следствия, а также вновь атаковать «Приразломную».
Аналогичные доводы высказывались и в пользу ареста других обвиняемых активистов – на момент сдачи номера суд над ними был в разгаре.
Напомним, что на прошлой неделе 22 члена Greenpeace были арестованы на два месяца по статье «Пиратство» за штурм нефтяной платформы «Приразломная» в Печорском море.
В Greenpeace с такой трактовкой закона категорически не согласились и пообещали засудить российские власти за захват активистов. Утверждения о том, что несколько веревок и баннер могли повредить платформе, на их взгляд, выглядят абсурдными. Тем более что во время якобы имевшего место штурма российские пограничники под угрозой применения силы вынудили судно Arctic Sunrise вернуться из нейтральных вод на российскую территорию. На стороне экологов и юристы. Хотя по чисто формальным основаниям экоактивистов можно обвинить в «пиратстве», доказать, что у организации был умысел по захвату нефтяной платформы, будет невозможно.
Ранее в том, что действия гринписовцев подпадают под статью о пиратстве, усомнился президент Владимир Путин.
Наблюдатели проводят параллель с ситуацией вокруг осужденной участницы Pussy Riot Надежды Толоконниковой, которая вступила в конфликт с руководством мордовской колонии и заявила, что ей угрожают убийством, а заключенные находятся в положении рабов. СМИ подняли скандал, в дело вмешались президентский Совет по правам человека (СПЧ) и омбудсмен Владимир Лукин. В субботу он в эфире телеканала «Россия 1» призвал немедленно перевести Толоконникову в другую колонию: «Если, не дай бог, что-нибудь произойдет – ведь говорит она не только и не столько о заключенных, сколько о руководстве колонии, – будет очень неприятно для администрации, а следовательно, и для всех». Член СПЧ Илья Шаблинский, побывавший на месте событий, заявил, что у него волосы встали дыбом от рассказов заключенных о происходящем в колонии. Адвокаты не могут связаться со своей подзащитной уже 60 часов и не получают никакой информации о ее здоровье. Сообщается, что позвонить ей не дали из-за того, что она находится в тяжелом состоянии и на «постельном режиме».
Хотя в СПЧ заявили о том, что жалобы Надежды Толоконниковой частично подтвердились, официальные лица прореагировали на происходящее вяло. Поступили сообщения о том, что непокорную заключенную перевели то ли в одиночную камеру, то ли в штрафной изолятор. Кстати, исправительная колония № 14 уже давно была на плохом счету у правозащитников. Она находится на сложнодоступной территории, и происходящее там скрыто от посторонних глаз.
Глава Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Валерий Борщев пояснил «НГ», что местные члены ОНК своих функций по защите прав заключенных не выполняют, поскольку подконтрольны властям: «Во время моих визитов в мордовскую колонию было видно, что заключенные находятся в подавленном состоянии и крайне неохотно идут на контакт».
Эксперты объясняют предельную жесткость властей по отношению к Greenpeace и Pussy Riot боязнью прецедентов и уступок, доставшейся в наследство от советского режима. «В Европе, конечно, удивлены происходящим, но умышленно решили не делать резких движений, чтобы российские власти не сказали – у нас, мол, суверенитет, и активисты ваши точно будут сидеть», – говорит «НГ» заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Он подчеркивает, что власти дали Европе сигнал о том, что попытаются разобраться в ситуации, и те решили повременить с ответом. В том, что в случае продолжения прессинга активистов он будет, эксперт не сомневается.