Выступление лидера «Единой России» Дмитрия Медведева не стало для его партии руководством к действию. Фото ИТАР-ТАСС
5 октября состоится очередной, XIV съезд «Единой России». А за неделю до него лидер правящей партии и премьер Дмитрий Медведев опубликовал программную статью в газете «Ведомости», смысл которой можно обозначить говорухинской фразой: «Так жить нельзя». Тревожный прогноз главы кабинета относительно будущего страны не заставил партию немедленно организовать ее обсуждение. Более того: по информации «НГ», ЕР не намерена менять ради этого повестку съезда. Эксперты считают выступление Медведева в защиту модернизации правильным, но запоздавшим шагом, возможно, вызванным слухами об отставке правительства.Ни статья Медведева, ни его выступление на Сочинском инвестиционном форуме, посвященное тем же проблемам, не стали поводом для освещения на госканалах. К примеру, в пятницу Первый в выпуске новостей показал премьера лишь на 27-й минуте эфира – Медведев мелькнул на экране в сюжете о выставке и сказал пару фраз с трибуны о верности социальным обязательствам государства. Сюжет занял около минуты. Между тем в Сочи Медведев сделал важное заявление: он сообщил, что не возражает против возвращения в избирательные бюллетени графы «против всех». Напомним, секретарь генсовета ЕР Сергей Неверов весьма неодобрительно отозвался об этой инициативе спикера Совфеда Валентины Матвиенко.
Анализ экономических и политических проблем, представленный лидером партии власти, слабо согласуется с установками возглавляемой им структуры. А иногда входит с ними в явное противоречие. Страна находится на развилке, считает премьер: или «медленное движение с близкими к нулевым темпами экономического роста, или серьезный шаг вперед». И следование первому сценарию – «прямая дорога в пропасть». Рецепты от Медведева отнюдь не благостные. Например, он советует «уйти от политики сохранения занятости любой ценой – залог социальной стабильности состоит в создании условий для профессионального роста, а не в консервации того, что уже отжило свой век».
Медведев словно возвращается к идеям, изложенным им четыре года назад в статье «Россия, вперед!». Премьер подчеркивает, что «защита частной собственности и конкуренции остается нашим безусловным политическим приоритетом». У инвесторов, пишет Медведев, «сохраняются иррациональные страхи перед работой в непонятной и иногда непредсказуемой России, а также вполне объяснимое недоверие к публичным институтам, что самое печальное – в том числе и к судебной системе, к правоохранительным органам». И одна из причин такого положения дел кроется в том, что многие чиновники, судьи, сотрудники полиции (хотя, конечно, далеко не все) до сих пор считают, что государственная собственность (а значит, и государственные компании) обладает особыми правами на защиту – несравненно большими, чем частные лица... Такого нет ни в одной стране с продвинутой правовой и политической системой, и от этого положения дел надо избавляться».
Любопытно, что среди семи главных задач нынешнего правительства, обозначенных Медведевым после его формирования, работа над указами президента Владимира Путина занимает лишь третье место. Впереди – бюджетное планирование и принятие госпрограмм.
Сергей Неверов в кратком сообщении на сайте «Единой России» вежливо назвал статью Медведева программной. И пообещал, что его инициативы будут обсуждаться, «в том числе и в рамках мероприятий съезда». В каком формате пройдет обсуждение? Запланировано ли для него время на одной из многочисленных дискуссионных площадок съезда?
Замсекретаря центрального исполнительного комитета ЕР Павел Климовский сообщил «НГ», что отдельного обсуждения статьи Медведева не будет, но эти вопросы «могут подняться на любой площадке»: «Тем более что у нас дискуссия как бы уже определена». Дискуссионные площадки, пояснил Климовский, были определены еще за месяц до съезда. Возможно, предположил собеседник «НГ», тезисы Медведева затронут 4 октября, накануне медиафорума, когда будет обсуждаться исполнение майских указов президента.
Замсекретаря генсовета ЕР Ольга Баталина сообщила «НГ», что «основные тезисы статьи Медведева будут обсуждаться на площадке, посвященной повышению эффективности работы фракции»: «Потому что там будут обсуждаться не только организационные, но и содержательные вопросы работы фракций, а значит, те предложения Медведева, которые непосредственно влияют на развитие экономики регионов». К статье Медведева партия может вернуться и на площадке, где будет обсуждаться ход реализации указов президента. А также в ходе «других тематических дискуссий», – пояснила Баталина.
Таким образом, наблюдается драматический разрыв между тональностью статьи Медведева, актуальностью и трудной разрешимостью многих проблем, стоящих перед страной, его попыткой нащупать пути выхода из кризиса – и рутинным характером подготовки к съезду по утвержденной еще в начале сентября повестке.
Такой разрыв не случаен, уверены эксперты. В душе Медведева, считает руководитель Всероссийского союза страховщиков, экс-глава Института современного развития Игорь Юргенс, «борются лояльность Путину и желание все-таки остаться фигурой, не списанной окончательно в общественном мнении». Это трудная задача, полагает эксперт: «Свою либеральную перезагрузку осуществляет Владимир Путин. Совершенно очевидно, что на Валдае происходит обновление нашей внутри- и внешнеполитической матрицы. Крайний консерватизм послевыборного Путина не был принят ни внутренним либеральным интеллигентным думающим классом, ни внешним миром». С этим надо было что-то делать, подчеркивает Юргенс, и Путин повысил свои ставки, доказав, что очень важен и внутри страны. На этом фоне он потихоньку налаживает отношения и с внутренней оппозицией. И в этот момент появляется приблизительно такой же месседж Медведева: «Так жить нельзя! Модернизация нужна. Госсектор ограничиваем. И т.д.».
Отдает ли себе отчет Медведев, что немножко запоздал со своими тезисами, задается вопросом эксперт: «Сделай он это до Валдая, он мог бы представляться как человек, по крайней мере прокладывающий патрону дорогу к восстановлению отношений с либеральным крылом». Медведев, считает Юргенс, словно говорит Путину: «Я все понимаю и в целях реализации нового курса хотел бы возглавить его именно в либерально-демократическом лагере». Медведев словно предлагает Путину начать реформировать «Единую Россию», которая, по словам Юргенса, «вся против того, о чем статья». Такой когнитивный диссонанс в политической сфере довольно трудно выдерживаем, считает Юргенс.
Подобная ломка тяжела для единороссов, указывает эксперт: «Полтора года после выборов они отстаивали консервативный курс Путина. И вдруг им команда от лидера партии: вы ошибались, либерализуйтесь снова. Интересно понять, как это все будет воспринято внутри разросшейся структуры». Партия спускает на тормозах статью Медведева, уверен Юргенс: «Они считают, что ничего не изменилось, что статья эта – эмоциональный всплеск молодого человека, который не совсем понимает, чего хочет отец. Но, мол, мы в семье разберемся, что к чему. Единороссы думают: «Мы – оплот, а это все какие-то приезжие либеральные залихватские завихрения, с которыми мы справимся». Не справятся, потому что экономика совершенно другая, она им не позволит этого сделать».
Замдиректора Центра политических технологий Борис Макаренко полагает, что «Единая Россия» не поддерживает своего председателя, «потому что при формальном лидерстве Медведева ЕР была, есть и будет путинской партией»: «Раз от путинских структур нет команды – ЕР и штатные провластные политологи рта не раскроют. Значит, команды не было. Почему команды не было – другой вопрос». К тому же, замечает эксперт, Медведев предлагает непопулярные меры, а ЕР не любит на эти темы сама рассуждать, без команды.
Медведев заявил о своей позиции, говорит Макаренко: «Так что теперь в случае увольнения он скажет: «А я предлагал вот этот путь» – и тем самым с себя снимет ответственность».