0
5509
Газета Политика Интернет-версия

27.09.2013 00:01:00

Кремлевские ворота приоткрылись для оппозиции

Тэги: политика, власть, оппозиция


политика, власть, оппозиция Владимир Рыжков готов сотрудничать с властями – но на своих условиях. Фото РИА Новости

Интриги вокруг РПР–ПАРНАС, о которых писала «НГ» (номер от 26.09.13) в связи с расколом в ее питерском отделении, получили развитие на федеральном уровне. Правда, в несколько ином направлении. По информации газеты, сопредседателю партии Владимиру Рыжкову может быть сделано предложение возглавить некий фонд, финансируемый Кремлем. Эксперты, напоминая о недавнем общении президента с лидерами оппозиции, говорят о двустороннем движении в этой сфере. И приводят в пример их общение с президентом на недавнем Валдайском форуме.
Информированный источник, близкий к администрации президента, рассказал «НГ» о том, что Кремль может предложить Владимиру Рыжкову площадку для публичного выражения политических взглядов. По словам источника, это вряд ли будет госдолжность – скорее речь идет о финансируемом властью фонде, работу которого будет определять сопредседатель РПР–ПАРНАС. Почему именно Рыжков может быть избран для более плотного общения с Кремлем? «За ним нет компрометирующих историй – репутация политика чиста», – ответил собеседник «НГ».
В беседе с «НГ» Владимир Рыжков категорически отверг вероятность участия в подобной структуре: «Мы в такие игры не играем. Для нас независимость позиции важнее всего остального». Сотрудничество с властью политик представляет только в форме круглого стола с участием представителей власти и оппозиции. Рыжков верит в то, что подобный круглый стол смог бы принимать решения «о прекращении политических репрессий, о системной политической реформе, о гарантии честных выборов».
Он подчеркивает, что такой проект «не требует денег»: «За полгода можно было бы провести 15–20 заседаний, принять политические решения, реализовать их в законах. И тогда можно будет уже в 2014 году проводить выборы на совершенно иных основаниях».
Площадкой для круглого стола, по мнению Владимира Рыжкова, может стать Валдайский клуб или Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина: «Должно быть политическое желание это делать. С нашей стороны такое желание есть. Мы хотим менять страну в лучшую сторону». Рыжков пояснил, что сегодня в российской политической жизни произошли подвижки: «Все-таки после Болотной и Сахарова какие-то реформы – хотя и частичные – начались: свободная регистрация партий, вернулись выборы губернаторов, хотя и с фильтром. В нескольких регионах прошли конкурентные выборы, например в Москве, впервые за много лет. Но это все частичные изменения. А изменения должны быть продуманные, но при этом системные. Пока они мелкие и бессистемные».
Не является ли частью нового курса Кремля попытка дать свободную трибуну ярким лидерам оппозиции? «Нас вовлекать в эту систему бессмысленно, – заявил Рыжков. – Она нас сожрет, пережует и выплюнет. Потому что дело не в отсутствии ярких политиков, а в порочности системы как таковой, круговой поруке и коррупции. Когда произойдут системные изменения, тогда и проявят себя молодые, яркие новые политики. Вот работает Никита Белых в Кировской области, и что он в состоянии изменить в этой системе?»
Рыжков рассматривает диалог оппозиции с Путиным на Валдае как прецедент, когда «хотя бы какой-то разговор состоялся»: «Ведь Путин до этого 12 лет с внесистемной оппозицией не встречался вообще. И называл нас иностранными агентами, госдеповцами и бандерлогами. В этот раз удалось хоть какой-то мимолетный диалог провести».
При этом Рыжков сообщил «НГ»: «Мы ни в какие кремлевские ворота никогда не стучались и не собираемся стучаться». Так он прокомментировал ту часть валдайской встречи, где депутат Илья Пономарев фактически попросил благословения от Путина на выставление своей кандидатуры на мэрских выборах в Новосибирске. Пономарев сказал тогда Путину: «Сейчас идет разговор про некоторое меньшинство, которое много раз приходило стучаться в кремлевские ворота и не чувствовало, что его слышат… То есть я как раз хочу в эту самую кремлевскую дверь войти и продемонстрировать, что оппозиция – это не только про «поговорить», а это еще и про то, чтобы что-то сделать».
Илья Пономарев – за содержательный диалог с властью.	Фото РИА Новости
Илья Пономарев – за содержательный диалог с властью.    Фото РИА Новости
По мнению генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, в информации о возможном создании фонда для Рыжкова «противоречий нет»: «Это вполне вероятно. То, что он это отрицает, – понятно, потому что любые подозрения в сотрудничестве с властями для оппозиционера его ранга вредоносны. Я допускаю, что такие планы существуют в администрации президента. Просто, возможно, Владимир Рыжков о них еще не знает». Мухин считает, что отказ Рыжкова от такого предложения – если оно прозвучит – будет использован против оппозиции: «Отказ истолкуют как слабость оппозиции, нежелание сотрудничать с властями даже в конструктивном ключе. Отказ превращает оппозицию в секту, маргинальную группу».
В сегодняшней ситуации Рыжков, по мнению Мухина, пытается определить, откуда дует ветер. Эксперт признает, что инициатива власти наверняка имеет двойной подтекст для Рыжкова: «С одной стороны, это реальная работа по улучшению качества российского общества, а с другой – сотрудничество с властями, которое в корне изменит его отношения с прежними соратниками». Мухин отмечает желание многих известных оппозиционеров откликнуться на призыв власти: «Я вижу, что Илья Пономарев готов идти во власть – собирается избираться мэром в Новосибирск. Ксения Собчак готова идти на федеральные каналы и нести свет истины поколению тридцатилетних. Почему бы Владимиру Рыжкову не возглавить фонд? Чем лучше деньги Госдепа кремлевских денег?»
Довод насчет Никиты Белых Мухин считает несостоятельным: «Вообще-то Белых фактически добился статуса министра. У нас губернатор имеет статус, равный министерскому. Чем плохо-то?»
Кремль, наверное, хочет нового формата общения с оппозицией, и умеренная часть оппозиции тоже этого хочет, считает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Однако стороны, по мнению эксперта, подразумевают под сотрудничеством разные вещи: «Кремль вполне может иметь в виду фонд, в который закачают некое количество средств, и оппозиционер будет заниматься правами человека, например, в Грузии или в Украине».
Скептически оценивает эксперт и разговор Пономарева с Путиным на Валдайском форуме про кремлевские ворота. Он считает, что оппозиции не следует переоценивать готовность власти к диалогу: «Я не думаю, что Пономарева президент благословил. Он сказал: «Давайте». Мол, иди, посмотрим, что получится. Это из того же ряда, когда Володин порекомендовал Гудкову идти на выборы в Подмосковье. Наверное, Кремль просто предлагает оппозиционерам продолжать выдвигаться. Но при этом Рыжков пошел на выборы в Барнауле в прошлом году, и у него тут же возникла масса проблем». Власть и оппозиция, подчеркивает собеседник «НГ», вроде бы хотят договариваться, но приоритеты у них совершенно разные.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1801
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1130
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
827
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1111

Другие новости