Бедным и неперспективным поселениям в местном самоуправлении может быть отказано. Фото Владимира Захарина
На начало ноября запланирован Всероссийский съезд муниципальных образований, на котором ожидают Владимира Путина. А его ждет там предложение об отмене местного самоуправления (МСУ) на изрядной части территории страны. Идея в том, что малонаселенные и бедные местности должны управляться государством напрямую, а не отдельной от него муниципальной властью. Таким образом, Конституция, где об этом написано, де-юре не меняется, но де-факто МСУ может остаться в основном в городах.К Всероссийскому съезду муниципальных образований в Госдуме подготовлен проект итогового документа под названием «Основы концепции развития местного самоуправления в Российской Федерации на среднесрочный период».
Его разработка была проведена под руководством комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Съезд намечен на 8 ноября и, как стало известно «НГ», пройдет при участии президента. Владимиру Путину представят весьма интересные инициативы на тот счет, как было бы правильно развивать местную власть.
Самое серьезное предложение в документе (имеется в распоряжении «НГ») – резкое сокращение, так сказать, географической карты муниципалитетов. Там, где живет мало людей и одновременно нет местных возможностей для экономического и социального развития, а стало быть, речь идет лишь об удержании определенной территории, должны быть образованы «государственные поселения». То есть полномочия органов власти субъекта РФ должны распространяться до самого низа – вплоть до самых незначительных и бесперспективных поселений. Их жителям обеспечивается минимально допустимый уровень существования, а всеми дополнительными благами они пользуются на уровне городов или более развитых муниципий. В проекте съездовской резолюции подчеркивается, что в «малолюдных» и «скудных с точки зрения налоговой базы» местностях отменен может быть не только низовой – поселенческий – уровень местного самоуправления, но и верхний – так называемые муниципальные районы.
В документе сложившаяся ситуация описывается следующим образом: «Отдельный вопрос – устройство местной власти в малонаселенных и труднодоступных местностях. Территориально в нашей стране такие местности едва ли не преобладают, и, полагаем, что система местного самоуправления, предложенная для относительно населенных местностей, не в полной мере может быть приложена к малонаселенным и труднодоступным территориям и находящимся на них населенным пунктам». Поэтому-то составители любопытной бумаги считают целесообразным «дать государственное поручение» федеральным ведомствам проработать возможные законодательные изменения.
Получается, что в немалом числе российских регионов в случае принятия федеральной властью такого плана по развитию МСУ последнего может вообще не остаться. Кроме, конечно, городов разного масштаба. Их разработчики концепции из профильного думского комитета предлагают не трогать. И, более того, развивать их в новый вид муниципалитетов – так называемые крупные города (другой вариант «городские агломерации»).
Естественно, первыми на такой путь, указывается в проекте концепции, должны встать административные столицы субъектов РФ. Особенно те из них, которые и сейчас являются большими городами. Им могут быть переданы дополнительные властные полномочия, а их новый статус должны подчеркнуть так называемые внутригородские муниципальные образования – еще один новый вид муниципалитетов.
Напомним, в России только два города обладают таким правом – формировать собственную местную власть. Это города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Стоит отметить, что обе столицы – отдельные субъекты РФ.
В документе, подготовленном к Всероссийскому съезду муниципалов, можно обнаружить немало инициатив, которые в случае их осуществления способны ограничить власть губернаторов. Чего стоит хотя бы такая – дать городам право самостоятельно распоряжаться своей землей. В принципе не исключено, что план по сокращению дотационных муниципий, чтобы можно было передать ресурсы более перспективным, имеет и политический аспект. Например, сделать городские муниципалитеты противовесом власти губернаторов, которые теперь избираются напрямую.
Присутствуют в проекте съездовской резолюции и другие политические нюансы. Скажем, представительные органы муниципальных районов предлагается не выбирать на прямых выборах, а только составлять из глав поселений и делегатов от местных советов. Сейчас такое тоже разрешено, но в качестве одного из вариантов.
Вывод напрашивается такой: придуман способ, как де-юре не менять статью 12 Конституции, где записано, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». И не вступать в конфликт с Европой, к соответствующей муниципальной хартии которой Россия присоединилась в 1998 году. Однако, как говорится в проекте, поскольку сейчас явно «требуется всесторонняя политико-правовая реорганизация действующей системы местного самоуправления», когда-то заимствованную за границей систему местной власти, видимо, решено поменять. А значит, де-факто откорректировать и Основной закон.