Фото Reuters
С нового года в России должен вступить в силу закон, позволяющий не брать на госслужбу граждан, которые с 18 до 27 лет уклонялись от службы в армии. А сейчас правительство предлагает дополнительное ужесточение: уклонистом может быть признан тот, у кого не будет справки хотя бы по одной из призывных кампаний. При этом сводного реестра граждан составлять не предполагается, военкоматы будут работать по запросам на конкретных людей.Для повышения престижа военной службы по призыву власть в этом году, как известно, пошла на весьма непопулярную меру. Летом был принят закон, который разрешает отказывать в приеме на государственную и муниципальную службу гражданам, которые не призывались в армию, не имея на то законных оснований.
То есть не имели отсрочек по здоровью, из-за учебы и прочих причин, а просто уклонялись от прихода на призывную комиссию. Кроме чиновничьих должностей уклонистам будет закрыт доступ к государственным грантам, выдаваемым от имени президента и правительства РФ для обучения в том числе в заграничных университетах и бизнес-школах. Преимущества же в таком способе повышения квалификации для будущих управленцев и менеджеров решено было предоставить тем, кто в свое время отдал долг родине.
Правительственный законопроект на эту тему с большим воодушевлением был поддержан в Госдуме всеми фракциями, а затем одобрен и Советом Федерации. В верхней палате, правда, обратили внимание на то, что не очень четко прописан механизм получения различными госорганами объективной информации на соискателей мест на госслужбе. Министерство обороны, которое отвечало за проведение закона, пообещало, что до 1 января 2014 года, когда новые нормы по повышению престижа призывной службы и начнут действовать, все вопросы будут сняты. И действительно, сейчас в правительстве обсуждаются поправки к свежеиспеченному закону. И, стоит отметить, делают они его гораздо более жестким.
Например, молодой человек, который учится в столичном вузе, где есть отсрочка от армии, должен помнить, что автоматического уведомления об этом призывной комиссии в его родном городе может не быть. И что ему лучше самостоятельно позаботиться о предоставлении соответствующей справки. Потому что в противном случае у него в будущем могут случиться большие неприятности. Например, когда он захочет стать чиновником, а от кадрового департамента выбранного им ведомства на его малую родину уйдет запрос – не уклонялся ли он от армии. Ведь в обновленном варианте закона планируется записать, что человека могут признать уклонистом за любой период с 18 до 27 лет, на который у него не будет соответствующей справки о том, что под призыв он не попал на таком-то основании.
Отвечать на запросы министерств, ведомств, служб и агентств станут муниципальные призывные комиссии. Причем, как следует из проекта приказа Минобороны, реестров уклонистов создавать им не придется. Работать механизм «исполни священную обязанность и спи спокойно» будет так: на конкретного человека приходит запрос, комиссия собирается, поднимает архив и делает необходимое заключение. Конечно, несогласные с тем, что их признали уклонистами, смогут обратиться с жалобой в призывную комиссию субъекта РФ. Однако в работе на чиновничьей должности им к тому времени будет отказано.
Депутат Госдумы Дмитрий Горовцов («Справедливая Россия») считает, что с такими предложениями правительства соглашаться нельзя. «Идея повысить престиж призыва в армию, безусловно, была просто прекрасная. Это делать надо, без такой армии в ближайшее время России не обойтись, потому что для перевода Вооруженных сил на полностью контрактную основу сейчас явно нет денег. Но вопрос в том, как была эта идея исполнена», – сказал он «НГ». То, что получается сейчас, по его словам, «создает широчайшее поле для коррупции и злоупотреблений». Да и само по себе избирательное применение какого-то закона не является правильным, считает депутат.
Короче говоря, делает вывод Горовцов, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Конечно, вряд ли в Минобороны сделали это специально, имея в виду, скажем, месть молодому поколению госслужащих, многие их которых, возможно, в прошлом сознательно уклонились от армейских тягот и лишений. Скорее всего тут сработал чиновничий инстинкт, диктующий, что, во-первых, главное – вовремя отрапортовать, а во-вторых, лишней работы самим себе лучше не назначать.