Депутатам и руководству МВД важна публичность процедуры правки закона. Фото с официального сайта партии «Единая Россия»
В конце недели в Госдуму на первое заседание объединенной рабочей группы депутатов и руководства МВД по внесению изменений в закон «О полиции» приехала представительная делегация ведомства во главе с заместителем министра Игорем Зубовым. С момента сообщения о создании рабочей группы из регионов пришли десятки предложений в закон. Эксперты считают совещание важным событием, способствующим корректировке законодательства в этой области. Некоторые из них задаются вопросом – насколько глубокими окажутся предложенные изменения?Когда решался вопрос о создании рабочей группы, подчеркивалось – речь идет вовсе не о новой реформе. Сегодня в МВД вновь заявили, что никакой реформы ждать не стоит. Напомним – решение о создании рабочей группы было принято на фоне скандалов, связанных с поведением полицейских при задержании и допросах подозреваемых. Общество остро отреагировало и на случай, когда за коллегу, избитого на рынке, не вступились его сослуживцы. Историю прокомментировал президент Владимир Путин, прямо обозначив причину происходящего – коррупция в рядах силового ведомства.
Заседание было организовано думским комитетом по безопасности. Глава комитета по безопасности ГД Ирина Яровая напомнила о главной причине разногласий между обществом и полицией: «Мы не можем сегодня многого потребовать от сотрудника полиции, потому что нет надлежащего инструмента решения того или иного вопроса». Замглавы комитета Александр Хинштейн сообщил, что около 80 регионов прислали предложения по изменению закона. Обсуждались в основном предложения технического плана, хотя и важные для граждан. Например, Александр Хинштейн предложил уточнить в законе порядок розыска лиц, укрывающихся от административного надзора, и посетовал, что в законе о полиции эта функция не предусмотрена. Упомянул он и о необходимости прописать в законе, кого следует уведомлять о задержании. Парламентарий обратил внимание и на один из важнейших вопросов, связанных с задержанием: необходимо четко прописать в законе процедуру звонка задержанного из отделения полиции. Такого рода «мелочи», заметим, для граждан становятся проблемой первостепенной важности.
Как выяснилось, в министерстве уже полным ходом идет работа по удалению невнятностей в законе. Игорь Зубов сообщил депутатам: «Мы, конечно, тоже не сидели сложа руки, не ждали, когда будут готовы ваши замечательные предложения. У нас есть соответствующее распоряжение руководства министерства».
Некоторые участники заседания выразили сомнение в важности обсуждаемых вопросов. В беседе с «НГ» депутат Госдумы от «Справедливой России», член комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов посетовал, что поправки, которые обсуждались, носили в основном юридический характер. Он считает, что на обсуждение могли быть вынесены более существенные предложения регионов, поступившие в комиссию: «В самом начале замминистра Зубов сказал, что многие из них противоречат действующему законодательству». По мнению депутата, рабочая группа могла бы обсудить ряд более серьезных проблем: «Например, в России не работает институт административного ареста. Надзор за лицами, отбывшими наказание, и сегодня существует в зачаточной форме». В пятницу, напомнил Горовцов, Дума принимала два закона, связанные с участием граждан в обеспечении правопорядка: «И это тоже осталось за кадром…»
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин подчеркивает – МВД стремится избежать новой реформы как некоего потрясения: «У людей, которые работают в ведомстве, слово «реформа» вызывает однозначную неприязнь. Потому что это обычно перетряски, переименование должностей, аппаратная борьба, масса публикаций в СМИ. Сейчас будут происходить отдельные корректировки, улучшения в рабочем порядке». Эксперт подчеркивает связь работы над законом с летним заявлением Владимира Путина о необходимости покончить со сращиванием полиции и этнических преступных группировок. «Было представление, что реформу должен инициировать Кремль – президентские структуры при участии специалистов из МВД».
Алексей Макаркин говорит о трудностях, стоящих перед теми, кто хочет изменить ситуацию. Он сомневается в том, что милицию можно легко превратить в полицию – путем переименования. По мнению эксперта, «в первую очередь надо менять общество, менять отношение государства и общества»: «Есть некие разумные постулаты: полиция должна оказывать гражданам услуги, потому что содержится на средства налогоплательщиков. И соответственно она должна быть не репрессивной силой, а частью сферы госуслуг. Но когда государство издает жесткий закон о митингах, полицию призывают бороться с оппозицией».
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин подчеркивает важность происходящей корректировки законодательства: «Реформа МВД нуждается в постоянном стимулировании, потому что этот процесс – как ремонт, который бесконечен. Его можно прекратить, но завершить нельзя». Привлечение публичного внимания к этому процессу, уверен эксперт, крайне важно: «Иначе все пойдет так, как это было при Рашиде Нургалиеве. А уж генералов, заинтересованных в подобном исходе событий, сегодня в МВД очень много».
В этом плане большую роль играет кадровая политика администрации президента, говорит Мухин. Он приводит в пример недавнее назначение начальника службы безопасности президента Виктора Золотова заместителем главнокомандующего внутренними войсками МВД: «Возможно, грядут какие-то иные назначения, которые помогут сделать новые акценты в нынешней конфигурации министерства».
Думское мероприятие ценно своей публичностью, подчеркивает Мухин: «Это не интернет-обсуждение – ведь в Интернете довольно специфический контингент «экспертов». Именно общественные слушания на площадке Государственной Думы крайне важны как элементы транспарентности процесса, его открытости».