Сергей Неверов уверен, что роль личности в политике будет возрастать. Фото с сайта www.er.ru
– После выборов 8 сентября появились мнения о возможности переноса единого дня голосования. С чем, на ваш взгляд, это связано?– Посмотрите, кто предлагает. Те, кто не удовлетворен своим результатом на прошедших выборах. Что произошло в эту избирательную кампанию? Кто постоянно находился в контакте с людьми, с избирателями, кто активно работал в летний период, получил соответствующий результат. Например, новые партии, которые смогли обеспечить победу своих кандидатов. Ну а кто спохватился в последние недели, естественно, потеряли, не смогли привести своего избирателя. И теперь ищут причины неудачи везде, только не в себе.
– Главный аргумент сторонников переноса – недостаточно высокая явка на этих выборах. Многие были на дачах, не вернулись из отпуска.
– Мы проанализировали явку с 2006 года, с момента проведения единого дня голосования. В эту кампанию она была на уровне предыдущих лет. И на выборы в законодательные собрания составила 43,4%.
Если посмотреть выборы в региональные парламенты с 2006 года, то явка была 35, 38, 40, 44, 42, 41%. Так что все эти разговоры по поводу низкой явки – это оправдание для тех, кто не сумел убедить своих избирателей поддержать его, и соответственно, получил то, что получил.
– То есть вы считаете, что проводить выборы в сентябре – это оптимально?
– Знаете, когда принималось это решение, было много обсуждений. Главный аргумент, которым руководствовались, – должна сохраняться непрерывная работа власти, чтобы она могла оперативно решать те задачи, которые обозначают люди.
А теперь давайте посмотрим, что будет, если выборы перенести на более поздний срок.
Осенью регионы принимают свой главный финансовый документ – бюджет. Если мы возьмем даже прошедшие выборы в Заксобрания, то где-то наполовину, где-то на 2/3 поменялся их депутатский состав. А теперь представьте, что выборы проходят в ноябре, когда в регионе принимается бюджет.
Потом большая часть тех, кто его принимал, уходит, приходят новые. В течение 2–3 недель решаются организационные вопросы – выбирается руководство, формируются комитеты и комиссии. Получается, что еще, по большому счету, уходит месяц.
И выходит, что пришли новые депутаты со своими идеями, программами, за которые проголосовали люди, а бюджет уже принят. В том виде, как сочли нужным те, кто был до них. И что, откладывать решение обозначенных избирателями проблем на потом? Или менять бюджет?
Кроме того, у нас прямые выборы губернаторов… Может получиться, что избранный губернатор фактически приступит к своим обязанностям, когда уже и бюджет сформирован, и средства направлены на те проекты, которые, возможно, были определены без его участия.
Таким образом, в крайне неудобном положении оказываются все. И в первую очередь, люди. Потому что вопросы, которые они обозначают своим кандидатам, те просто не смогут оперативно решить в силу объективных причин. Поэтому выборы нужно проводить вовремя. И сентябрь для этого – наиболее оптимальное время.
– А есть ли какие-то способы дополнительно привлечь избирателя на участки, не меняя время проведения выборов? Как это решается в других странах?
– Каждая страна решает этот вопрос по-своему. В ряде стран даже есть практика обязательного участия в выборах и санкций за не приход на участок. На мой взгляд, это не лучший вариант.
Думаю, что самое эффективное – общение кандидатов, представителей политических партий с людьми, чтобы граждане захотели прийти и поддержать вас. В ближайшее время роль личности в политике будет только возрастать.
Однако можно было бы подумать, как организовать выборный день таким образом, чтобы люди получили дополнительные возможности прийти проголосовать в наиболее удобное для них время.
Как вариант – продлить работу избирательных участков – открывать их часов в 6 утра и закрывать в 22 часа. Чтоб можно было проголосовать и рано утром и совсем поздно вечером.
Могут быть и другие варианты. В любом случае, это предмет всестороннего обсуждения.