0
2560
Газета Политика Интернет-версия

17.09.2013 00:01:00

Политическая осень: старт на финише

Леонид Поляков

Об авторе: Леонид Владимирович Поляков – доктор философских наук.

Тэги: политика, выборы, регионы


политика, выборы, регионы Фото Reuters

Назначение единого дня голосования на второе воскресенье сентября внесло в нашу политическую жизнь неожиданный парадокс. Отныне начало нового политического сезона будет совпадать с завершением муниципально-региональной избирательной кампании. Ее финиш одновременно становится стартом очередного этапа большой федеральной политики, что само по себе свидетельствует о верности выбора даты единого дня. Новые игроки на поле российской политики без раскачки и паузы возьмутся за дело с новой энергетикой и тем самым добавят динамизма политической системе в целом. Это значит, что сформировавшийся общественный запрос на ее обновление, усиление обратной связи со всеми социальными группами и повышение легитимности в значительной степени удовлетворены.
Фиксируя этот самый общий результат прошедшей избирательной кампании, нужно отдать должное власти, которая сумела предложить политическим элитам и обществу набор мер, позволивших осуществить политическую реформу стратегического характера. Выбор этих мер свидетельствует о том, что власть оказалась предельно чутка к тем вызовам, которые адресовали ей новые общественные группы. А самое главное, что она дала адекватный ответ на эти вызовы, сумев вывести политическую систему на более высокий уровень демократической консолидации.
Системная демонополизация
Одним из основных вызовов, сложившихся в нулевые годы в политической системе, стал запрос на ее максимальную открытость, на возможность обществу в режиме свободной конкуренции всех политических сил самостоятельно определять, кто достоин властных мандатов муниципального, регионального и федерального уровней.
Именно это и было сделано (даже в опережающем режиме), причем в формате, превзошедшем ожидания даже самой оптимистичной части политических протестантов. Из вновь зарегистрированных партий в летней избирательной кампании приняли участие 54, и по ее итогам 31 партия оказалась представлена в региональных и муниципальных органах власти. Такое существенное расширение партийного представительства дало эффект, который можно обозначить как тренд на демонополизацию политической системы.
Итоги мэрских выборов в Екатеринбурге и Петрозаводске, выборов в Городскую Думу Красноярска, еще ряд результатов свидетельствуют о том, что партия парламентского большинства, то есть правящая партия «Единая Россия» уже не имеет привычной в прошлом монополии на власть. Возросшая конкуренция со стороны новых политических игроков приводит к тому, что средний интегральный показатель единороссов переходит в диапазон 40–50%. А отдельные сверхвысокие результаты (например, на губернаторских выборах в Подмосковье и Владимирской области) скорее характеризуют яркие лидерские качества конкретных партийных номинантов.
Но, с другой стороны, демонополизация в еще большей степени повлияла на результаты прежних системных оппонентов власти, у которых больше нет монополии на оппозиционность. Внутри оппозиционного лагеря разворачивается острая конкурентная борьба за само право представлять различные протестные слои российского общества в поле системной политики. И это означает, что по итогам этой конкурентной борьбы мы получаем более точную «проблемную карту» страны, отражающую как ее ситуативные болевые точки, так и долгосрочные запросы и неудовлетворенности. Наличие такой карты крайне важно для победителей выборов. Ведь их задача – не просто реализовывать свои программы, но проводить их в жизнь с учетом нужд и пожеланий тех граждан, чьи политические представители на данный момент оказались в меньшинстве.
Режимная дерегуляция
Вторым серьезным вызовом, на который должна была ответить предложенная властью политическая реформа, стал запрос на существенное снижение административных барьеров, которыми располагает режим в качестве регулятора самих избирательных процедур. Действующее законодательство предоставляет самые разнообразные инструменты административного контроля над процессом как регистрации кандидатов и партий в предвыборный период, так и их снятия уже в ходе собственно избирательной кампании. И опыт прежних избирательных кампаний свидетельствует о том, что чисто административные рычаги воздействия на политический процесс использовались при первом удобном (иногда – и совершенно неудобном) случае.
Нынешняя избирательная кампания прошла в совершенно ином ключе. Потери кандидатов и партий при регистрации были минимальны. Более того, правящая партия, голосами которой был принят новый закон о выборе глав исполнительной власти субъектов Федерации, предусматривающий так называемый муниципальный фильтр, фактически помогла своим самым радикальным оппонентам его преодолеть. В ходе самой кампании режим в некоторой степени даже демонстративно избегал применения соответствующих статей избирательного законодательства по отношению к оппозиционерам, доведя практически их всех до дня голосования.
Благодаря такой политике повышенной толерантности и следованию скорее духу, а не букве избирательного закона общество смогло на конкретных результатах, показанных несистемной оппозицией, оценить ее реальный политический вес. На риторический вопрос «Кто здесь власть?», постоянно звучащий с трибуны радикальных митингов, мы все получили убедительный ответ. И теперь вопрос лишь в том, как скоро наши политики, уступившие по итогам открытых и конкурентных выборов, начнут осваивать такой важнейший компонент демократической политической культуры, как традиция публичного признания своего поражения и поздравления победителей. Ведь в этой традиции помимо чисто формально-этикетной стороны заложен и глубокий смысл. Если ты имеешь мужество открыто признать свой проигрыш, то ты тем самым подтверждаешь, что проиграл в честной борьбе. И именно потому, что борьба была честной, у тебя сохраняются шансы на победу в следующий раз. А значит, общество получает важный сигнал о том, что система в принципе предусматривает сменяемость власти. И что заявленный президентом курс на демонополизацию системы становится неотменяемой политической константой.
Гражданская демократизация
Высокая конкурентность прошедших выборов и возрастающая благодаря этому легитимность режима и системы в целом должны быть дополнены адекватным ответом на третий важнейший вызов прошлого политического кризиса. Его суть – широкий общественный запрос на честность выборов. И адекватность ответа заключается в том, что 8 сентября на избирательные участки пришли десятки тысяч волонтеров – общественных наблюдателей, представлявших десятки НКО. Этот день наглядно показал, что сетования на то, что у нас нет гражданского общества сегодня, – явный анахронизм.
Именно небывалая доселе гражданская активность оказалась решающей в деле признания самим российским обществом того факта, что выборы стали на порядок чище и честнее. И что, следовательно, избранная власть действительно выражает соотношение общественных сил и получила мандат на выполнение той программы, с которой ее представители шли на эти выборы.
Понятно, что программа получившей большинство «Единой России» специфична для каждого региона. Но есть в ней и нечто общее, что, собственно, и предопределило суммарный успех правящей партии. Она сумела обратиться к избирателям в духе того прагматизма с консервативным уклоном, о котором говорил Владимир Путин, характеризуя свою идеологическую и мировоззренческую позицию. Это, как представляется, установка на максимальный результат в данных конкретных условиях, установка на политику взаимного выигрыша, а не на игру с нулевой суммой. И это – приоритетность развития на основе собственных традиций. Такой консервативный прагматизм нашел отклик в массовом российском избирателе, здравый смысл которого и дал соответствующие электоральные результаты. В этом, пожалуй, и состоит главный итог единого дня голосования.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
617
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
532
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
456
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
601

Другие новости