Сергей Иванов снова на публике. Фото РИА Новости
На прошедшем саммите «большой двадцатки» в Санкт-Петербурге – съезде ведущих мировых лидеров – президента Владимира Путина едва не всюду сопровождал глава его администрации Сергей Иванов. Он делал важные заявления международного плана, сидел на важных переговорах рядом с президентом и главой российского МИДа Сергеем Лавровым. В сочетании с возросшим в последнее время политическим весом Иванова эксперты рассматривают его как одного из реальных претендентов на пост главы правительства – в случае отставки нынешнего руководства Белого дома.Сергей Иванов пространно, резко и с удовольствием комментировал ситуацию в Сирии. На вопрос, поставляла ли Россия в Сирию химическое оружие, Иванов ответил: «Бред сивой кобылы». И подчеркнул, что именно он до недавнего времени более 10 лет был председателем правительственной комиссии по экстренному контролю за нераспространением оружия массового поражения: «Именно эта сфера является абсолютно бесконфликтной в наших отношениях с США. Потому что и мы, и они в одинаковой степени заинтересованы в том, чтобы распространения оружия массового уничтожения не было… Извините, я знаю, о чем я говорю. За эти 10 лет у меня было очень много контактов с моими американскими коллегами для обсуждения вопросов о нераспространении ОМУ».
Иванов участвовал наряду с Путиным и Лавровым во встрече глав государств – членов БРИКС. Там шла речь среди прочего о противодействии коррупции. Потом на пресс-конференции, под занавес саммита, Иванов перешел к внутриполитической ситуации, сообщив, в частности, что ряд высокопоставленных российских чиновников представил недостоверные декларации. И что деклараций такого рода «достаточно много».
Наличие в штабе Путина высокопоставленных сотрудников его администрации, с одной стороны, неудивительно, считает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России Федор Лукьянов, поскольку президент – хозяин мероприятия. Другое дело, что у каждой страны есть официальный шерпа, отвечающий за подготовку саммита и за то, чтобы премьер-министр был полностью в курсе обсуждаемых проблем, замечает эксперт: «У нас таковым является Ксения Юдаева. И в принципе присутствие чиновника уровня Сергея Иванова – не вполне обычное дело. Особенно если учитывать привычки Путина. Если кто-то, помимо тех, кому это официально положено, как Лаврову, высказывается от имени высшей власти по актуальным и важным вопросам без разделения на внутренние и внешние сюжеты, видимо, это не просто так, и Путин хочет подчеркнуть значимость этого человека».
По мнению наблюдателей, президент таким образом демонстрирует и Западу, и России одного из наиболее вероятных претендентов на пост будущего премьера. При этом, как замечает член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров, для рокировки подобного рода может и не потребоваться отставки правительства: «В случае обострения социально-экономической ситуации достаточно будет заменить главу правительства и его ближайших соратников. Остальные министры останутся на месте, и в стране накануне Олимпиады не возникнет угрозы политической нестабильности».
На полях саммита обсуждались не только международные проблемы. Фото с официального сайта саммита G20 |
Влияние Сергея Иванова на внутреннюю политику в последнее время выросло. По-другому и не могло произойти. В соответствии с прошлогодним апрельским указом Путина глава его администрации официально возглавил борьбу с коррупцией, получив право на внеплановые и дополнительные проверки чиновничьих деклараций о доходах и расходах.
Неслучайным видится активное участие Сергея Иванова в работе питерского саммита генеральному директору Совета по национальной стратегии Валерию Хомякову: «Это выглядит демонстрацией его высокого влияния в глазах и российской, и западной элиты. Стремлением подчеркнуть, что Иванов – второй человек в государстве. Не по должности, не по Конституции, а по влиянию». Напрашивается вывод, говорит эксперт, что за кулисами саммита и в его преддверии «действительно что-то происходило»: «И речь идет не просто об аппаратных войнах между правительством и администрацией президента». Влияние Иванова растет, признает Хомяков, потому, что именно он по должности принимает важнейшие кадровые решения, курируя внутреннюю политику государства, в том числе и региональную: «Явление Иванова общественности означает, что он не только сохраняет влияние, но и, видимо, имеет перспективу возглавить правительство».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин уверен, что помимо прочего у Путина «есть идея продемонстрировать Западу, что он не один управляет страной, что у него команда людей, которые разделяют его взгляды и готовы идти за ним до конца. То есть основной тезис Запада о том, что Путин авторитарен, разбивается о сведения, что вокруг него – команда». Не исключая Сергея Иванова как отнюдь не последнего кандидата на будущее премьерство, Мухин говорит о других потенциальных претендентах: Сергее Нарышкине, Алексее Кудрине, Сергее Собянине, Сергее Чемезове, Игоре Шувалове.
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров согласен с тем, что Сергей Иванов может возглавить правительство при определенных условиях. Однако он уверен, что активность Иванова имеет и другие возможные причины: «Сейчас много говорят о Собянине, который получит дополнительную легитимацию и тогда сможет стать премьером. И Путин старается, чтобы у элиты не было ощущения, что она все знает. Вспомним, как было с преемниками. Их демонстрировали, между ними устраивали конкуренцию, все думали-гадали, а потом Путин сделал выбор».
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский тоже считает, что Путин двигает во власть сразу несколько фигур, проводит своего рода кастинг, но при этом «несомненно рассматривает Иванова и как одного из ключевых членов своей команды, и как одного из претендентов на другие высокие должности в государстве. В частности, роль премьер-министра».