Евгений Ройзман не хочет обещать несбыточное. Фото с официального сайта партии «Гражданская платформа»
Вчера кандидат в мэры Екатеринбурга Евгений Ройзман обвинил власти в игре на понижение явки. А претендент на пост мэра Москвы Алексей Навальный объявил, что волонтеры будут агитировать за него в метро и в социальных сетях. Тем временем в штабе кандидата на пост главы Подмосковья Геннадия Гудкова заявили о полной финансовой блокаде кампании, а эксперты предрекли политику провал. Эксперты отмечают, что оппозиционным кандидатам может помешать чрезмерная сосредоточенность на критике власти – избиратели ждут позитивной программы.По мнению Евгения Ройзмана, местные представители партии власти сознательно дискредитируют предстоящие выборы, чтобы как можно меньше екатеринбуржцев пришли на избирательные участки. «Едва ли не половина города не знает, что выборы будут 8 сентября», – говорит «НГ» Ройзман. Тем же, кто следит за кампанией, предлагается, по словам политика, в основном черный пиар и взаимный компромат.
Исправить ситуацию по официальным каналам не удается. «Растяжек нет, билбордов нет, в телевизоре нас нет, – возмущается Ройзман. – В итоге мы, что называется, захватили улицу – общаемся с избирателями напрямую». Он рассказывает, что на встречу к нему приходят по 200–250 человек: «Люди не скрывают своего раздражения действующей властью».
По словам Ройзмана, граждане часто задают вопросы об Алексее Навальном. Параллели с кандидатом в мэры Москвы не случайны – и Ройзман, и Навальный считаются серьезными соперниками провластных кандидатов. У первого ситуация лучше – его считают одним из претендентов на победу, поскольку он является одной из немногих известных политических фигур на Урале. Его основными конкурентами называют вице-губернатора Свердловской области Якова Силина и депутата Госдумы от «Справедливой России» Александра Буркова.
Эксперты отмечают, что «въехать» в мэрию, играя только на недовольстве горожан действующей властью, будет тяжело – необходимо выработать позитивную программу. Ройзман опубликовал документ только на днях, похвалившись, что написал его сам. Документ необычен: кандидат пообещал в числе прочего построить в городе хоспис, передвигаться без охраны, лично объехать все городские школы и участвовать в воспитании молодежи. «Я не могу снизить тарифы ЖКХ и не могу сделать жилье доступным и не собираюсь писать об этом, – признается Ройзман. – Большинство же привыкли к простым чеканным фразам: «бесплатный проезд!», «надбавка к пенсии!», «городу – метро!».
Алексей Навальный, который презентовал свою предвыборную программу еще в середине лета, в последнее время сосредоточился на критике врио мэра Москвы Сергея Собянина. Политтехнологи считают это ошибкой – наличие квартир у детей высших чиновников и даже ошибки в документах не вызвали волны общественного возмущения. От претендентов на пост главы города общество, напротив, требует конкретных тезисов об улучшении собственного качества жизни. Агитационная газета в пользу Навального выдержана в других тонах, не вполне уместных на городских выборах, – ее значительная часть посвящена описанию суда по делу «Кировлеса», а также критике президента и режима в целом – не все избиратели этим интересуются.
Если Навального можно критиковать за отсутствие позитивной повестки дня, то подача своих идей и их отражение в СМИ выглядят эффектно. Интерес активно подогревают правоохранительные органы, регулярно «разоблачающие» нарушения в штабе кандидата, а также особенности агитации. Только вчера Навальный объявил, что волонтеры теперь будут раздавать газеты в его поддержку прямо в метро, в том числе и в час пик, а также активно рассылать агитационные сообщения в социальных сетях. Такая пиар-кампания, убежден кандидат, не позволит Собянину набрать необходимый процент голосов для победы в первом туре.
Кампания претендента на пост главы Подмосковья Геннадия Гудкова выглядит блеклой, что косвенно признают и в его избирательном штабе. «Мы находимся в полной тени московских выборов, – сетует в беседе с «НГ» член избирательного штаба, депутат Госдумы Дмитрий Гудков. – Никаких дебатов нет, публикаций в прессе нет». По словам Дмитрия Гудкова, общий бюджет кампании – 1,5 млн. руб., собранных в условиях «финансовой блокады» со стороны потенциальных спонсоров. В штабе Гудкова поясняют: Андрей Воробьев едва возглавил область и не несет ответственности за ошибки предшественника. Во-вторых, подмосковные избиратели достаточно консервативны. Мобилизовать протестные настроения в области не удастся, и Геннадий Гудков будет конкурировать за второе место с кандидатом от КПРФ Константином Черемисовым, считают эксперты.
«Негативным фактором для Гудкова является то, что для многих он выглядит представителем элиты, пусть и исключенным из парламента, – говорит «НГ» заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – То есть условный избиратель Навального может за него не проголосовать». Что касается Навального и Ройзмана, то им не следует концентрироваться на протестном факторе, резюмирует эксперт: «В глазах избирателя обоим нужно выработать яркий и запоминающийся позитивный образ».