Для Альфреда Коха дело в Следственном комитете – кафкианский сюжет. Фото РИА Новости
В августе продолжится череда допросов в Следственном комитете блогеров и журналистов, которых депутаты Госдумы Елена Мизулина и Ольга Баталина обвинили в клевете и оскорблении представителей власти. Через неделю к следователям вновь отправится бывший зампред правительства Альфред Кох, заявивший, что его допрашивают о гей-фобиях отдельных депутатов. В регионах ситуация хуже – уголовные дела возбуждают даже за ретвит непонравившегося сообщения в Twitter.На допросы по делу о якобы имевшем место оскорблении депутатов Елены Мизулиной и Ольги Баталиной ранее вызвали журналистов Ксению Собчак, Елену Костюченко и организатора гей-прайда Николая Алексеева. Собчак после допроса заявила, что в «списке Мизулиной» 10 человек. Напомним, что недовольство вызвал негативный комментарий Алексеева на тему нового закона о запрете пропаганды гомосексуализма.
Единороссы объясняют происходящее самозащитой в преддверии новых спорных законодательных актов. «Будут и дальше законопроекты, которые могут кому-то не нравиться, но никто не должен в спорах об их содержании использовать личные оскорбления, – говорит «НГ» Ольга Баталина. – Меня настораживает разгул оскорблений в Сети. Люди теряют грань и не понимают, что совершают административное или уголовное правонарушение. В Интернете должны действовать те же правила, что и в реальной жизни!» «Это все продолжение нападок на "Единую Россию" - продолжила Баталина. И предложила присмотреться к политическому спектру оскорбителей: «Но кто бы что в блогах там не говорил, наши инициативы поддерживаются большинством граждан страны... Так что наше заявление в Следственный комитет направлено для того, чтобы защитить не столько себя, сколько и других депутатов, а главное, наших избирателей.
Альфред Кох после первого допроса в Следственном комитете (СК) напомнил о диктаторских режимах, где расправы над некогда всемогущими диктаторами требовали как раз те, кто больше всего им аплодировал и умилялся: «Они никогда не простят ему своего унижения и позора. Интересно, а Бастрыкин (глава СК. – «НГ») понимает, что если власть будет вынуждена продемонстрировать свою способность к самоочищению, то он будет одним из первых, кого бросят на растерзание?»
Блогеры отмечают, что практика уголовного преследования за высказывания в Сети была успешно опробована в некоторых регионах, где любое критическое высказывание в адрес местных властей уже много лет чревато визитом правоохранителей. Недавно стало известно, что у кемеровского блогера Станислава Калиниченко были изъяты компьютеры и средства связи в рамках расследования уголовного дела. По словам блогера, «по факту распространения кем-то каких-то листовок на каком-то сайте». Уехавший из Кемерова в Москву журналист Дмитрий Шипилов со ссылкой на источники в полиции пояснил «НГ», что всему виной стала публикация в Twitter фотографии, снятой на Патриарших прудах даже не самим блогером, а пользователем под ником Джимми МакНалти, где изображена листовка «Брось ходить на митинги и начинай действовать!». «Данное сообщение ретвитнули 90 блогеров, но с претензиями пришли почему-то к Калиниченко», – уточняет Шипилов. Журналист напоминает, что обвинить блогера в распространении экстремистских материалов, согласно действующему законодательству, можно только в случае включения данной листовки в Федеральный список экстремистских материалов, где она пока не значится.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин в беседе с «НГ» не исключил, что демарш против недовольных был санкционирован властями, а не был вызван исключительно инициативой Мизулиной. На ее примере, полагает эксперт, в Кремле решили поставить оппозиционеров на место, чтобы критики испугались уголовных дел и перестали нападать на подконтрольных властям депутатов. Пока ситуация, как подчеркивает Макаркин, привела к обратному эффекту: «Те, кого должны были запугать, воспринимают происходящее крайне саркастично и называют средневековьем».
Напомним, что недовольство граждан вызвали и другие инициативы Мизулиной – например, по ограничению права женщин на аборт. Депутата раскритиковали участники прошедшего в Москве «бабьего бунта», которые сочли, что она не борется за права женщин, а ущемляет их. Блогер Олег Козырев считает, что одиозные инициативы депутатов являются некой попыткой психологической защиты власти, которая «сначала делает откровенно плохие вещи, которые многие осуждают, а потом пытается показывать показную праведность».