Павел Адельгейм стоял у истоков церковного возрождения на Псковщине. Фото РИА Новости
Патриарх Кирилл высказал вчера соболезнования в связи с гибелью священника Павла Адельгейма, скончавшегося от многочисленных ножевых ранений, которые ему нанес визитер из Москвы. Погибший священник, в СССР сидевший в лагере за критику отношений Церкви и власти, был в последние годы одним из наиболее ярких и видных критиков жесткой вертикали власти в РПЦ.Произошедшее вечером в понедельник преступление описал депутат псковского Областного собрания Лев Шлоссберг: «Вечером во время беседы на кухне гость внезапно схватил нож и ударил отца Павла в живот, раны были смертельными». «Убийца выскочил из дома во двор, – продолжает Шлоссберг, – пытался бежать, был задержан полицией, при задержании ударил себя ножом два раза, доставлен в больницу, ему делают операцию». По словам очевидцев, приводимыми «Псковской лентой», убийца после совершенного преступления кричал, что убить священника его подтолкнул Сатана.
Адельгейм был широко известен в Русской православной церкви – в 1969 году он, уже будучи рукоположен в священный сан, был арестован по доносу и получил три года лагерей по 190-й статье тогдашнего Уголовного кодекса («Клевета на советскую власть»). В упрек священнику поставили то, что он называл «хамелеонами» представителей Церкви, «певших хвалебные песни советской власти». На свободу он вышел уже без правой ноги. В 1976 году Адельгейм становится клириком Псковской епархии и в последующие годы, особенно во время религиозного возрождения конца 80–90-х годов, делает очень много, чтобы вернуть жизнь в почти угасшие в советское время местные православные общины. Однако священник оказался не в чести у нового псковского епископа, который с конца 90-х годов последовательно изгнал священника из созданных им приходов и храмов – сначала из нового храма при областной больнице, затем из прихода в Писковичах, а в 2008 году своим указом освободил Адельгейма от должности настоятеля храма Святых Жен Мироносиц в Пскове. Отец Павел оказался – очевидно, сказался опыт закалки в советское время – единственным священником в рядах РПЦ, который осмелился публично вступить в спор с архиереем и подал на него иск в светский суд. «Убит последний свободный священник Московской Патриархии, – так отозвался на убийство Адельгейма в своем блоге протодиакон Андрей Кураев. – Кто из священников, да еще семейных и штатных, теперь сможет неанонимно и публично сказать: «Владыка, вы не правы!»?»
Как рассказал «НГ» знавший Адельгейма с советских времен и продолжавший с ним дружить и общаться Константин Харчев (в 1984–1989 годах – глава Совета по делам религий при Совете министров СССР), месяц назад на встрече с ним священник много говорил о проблемах отношений низовых общин и епископата, возникших с утверждением в 2009 году Священным Синодом нового типового Устава прихода в РПЦ. «Говорил, что они нуждаются в коренной реконструкции, – вспоминает Харчев, – что сегодня весь Устав РПЦ сдерживает активность общины, ставит ее в неравноправное положение в отношениях с иерархами. Смыслом всей его деятельности в последнее время было найти пути решения данной проблемы, и он много писал об этом».