0
21154
Газета Политика Интернет-версия

07.08.2013 00:01:00

Тема ЮКОСа не закрыта

Тэги: юкос, ходорковский, лебедев


юкос, ходорковский, лебедев Срок фигурантам «второго дела ЮКОСа» решением Верховного суда сокращен на полтора процента. Фото ИТАР-ТАСС

Вчера Верховный суд России постановил, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев должны сидеть не 11 лет, а только 10 лет и 10 месяцев. То есть выйти из тюрьмы они смогут соответственно в августе и в мае 2014 года. Таков был ответ на жалобу адвокатов, требовавших полной отмены приговора по «второму делу ЮКОСа» и освобождения его фигурантов. Защита считает, что это решение еще раз показало – закон в стране не работает. И объясняет, что суд применил принцип пропорциональности – раз при рассмотрении одной из прошлых жалоб сумма ущерба от преступлений была снижена, то можно немного скостить и срок. А эксперты разошлись во мнениях, стоит ли считать вчерашнее постановление ВС РФ приговором возможному «третьему делу» или оно все-таки впоследствии может возникнуть.
Верховный суд рассмотрел вчера надзорную жалобу защиты экс-руководителей ЮКОСа и «Менатепа» и в результате снизил Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву срок наказания до 10 лет и 10 месяцев. То есть вместо 11 лет на каждого им теперь будет положено на два месяца меньше. Так что Ходорковский сможет выйти на свободу в августе 2014 года, а Лебедев – вообще в мае того же года. Ходорковский участвовал в этом заседании суда по видеотрансляции. Он сообщил, что для него «всегда было и остается важным добиться справедливости на родине». Ходорковский заявил: «Начиная с дела ЮКОСа, в нашей стране прокуратура, а затем – Следственный комитет стали наряду с ТВ главными инструментами внутренней политики. Идет ли речь о выборах, о хозяйственных делах или даже о взаимоотношениях в области веры, слова «возбуждено уголовное дело» – ключевые. Результат, на мой взгляд, – катастрофический. Вся система права в стране постепенно рассыпается». Предприниматель еще раз повторил, что считает дела против ЮКОСа политически мотивированными.
Напомним, что адвокаты осужденных настаивали на полной отмене приговора и прекращении дела, поскольку, по их мнению, Ходорковского и Лебедева дважды судили за одно и то же. Глава пресс-центра адвокатов Ходорковского и Лебедева Максим Дбар пояснил «НГ»: «Подразумевается, что одни и те же действия были в двух разных случаях по-разному истолкованы. Люди добывают нефть и продают ее – вот действие. Один раз это действие квалифицируется как неуплата налогов, второй раз то же самое действие квалифицируется как хищение. В одном случае за это им одна санкция и одна квалификация, а в другом случае – другая. Получается, что за одно и то же физическое действие их осудили дважды».
Снижение срока на два месяца может быть вызвано общим смягчением наказания, например, по статье за отмывание денег, считает вице-президент Международного союза адвокатов, президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник: «Ведь закон, по которому они были осуждены, в частности об отмывании, – претерпел изменения, в данном случае закон имеет обратную силу. Значит, если это связано с этими изменениями, которые были в законе, там соответственно уже суд может смягчать наказание».
Однако, как пояснил Дбар, в связи с либерализацией законодательства по экономическим преступлениям суд уже снижал срок наказания Ходорковскому и Лебедеву дважды, в 2011 и 2012 годах, – сначала до 13 лет, затем до 11 лет. «Надзорная жалоба адвокатов включала в себя много пунктов и аспектов, – сообщил Дбар. – Главное, что она требовала от Верховного суда, – это отменить приговор, поскольку нет ни события, ни состава преступления, ни преступных действий. Приговор подлежал отмене, а Ходорковский с Лебедевым – немедленному освобождению». Как рассказал Дбар, одним из пунктов этой жалобы было перечисление многочисленных нарушений, которые были допущены при постановлении приговора и при определении меры наказания. «Верховный суд из всего массива аргументов защиты и аргументов Ходорковского с Лебедевым выбрал всего лишь один – самый мелкий и незначительный – и его удовлетворил. В нем адвокаты говорили: несмотря на то что в рамках одного из обжалований этого приговора суд уменьшил объем средств, которые были якобы похищены, он при этом не уменьшил срок наказания».
   
Адвокат Вадим Клювгант был возмущен подобным решением суда: «Никакими сущностными аргументами объяснить то, что сегодня произошло, заведомо невозможно. Потому что это совершенно неадекватно масштабам беззакония и масштабам позора для страны, которые длятся уже 10 лет. Поэтому какие там конкретно будут сказаны слова в постановлении, как бы обосновывающие, что именно это и есть справедливое решение, – для меня глубоко вторично. Суть ясна и так: закон не работает, здравый смысл не работает. Даже в Верховном суде. Значит, каждого – в любой момент – могут, если захотят, объявить преступником. Вот чему учит это дело, поскольку это самое громкое и самое известное дело, и вот эта самая суть, которая сегодня еще раз проявилась и в Верховном суде».
Если с формально юридическими основаниями для уменьшения срока Ходорковскому и Лебедеву после разъяснения их адвокатов кое-что стало более понятным, то за оценкой общественно-политических последствий обновленного приговора «НГ» пришлось обращаться к экспертам. Член Научного совета Фонда Карнеги Николай Петров заметил, что главное в нем следующее: «До Олимпиады в Сочи Ходорковский и Лебедев не выйдут на свободу, а это значит, что власть отказалась использовать такой способ успокоения международной общественности и улучшения имиджа страны». При этом, подчеркнул он, перспективы «третьего дела» таким решением отнюдь не закрыты: «После Олимпиады можно будет спокойно о нем вспомнить». При этом Петров обратил внимание на то, что если по сравнению с 11 годами два месяца и выглядят ничтожными, то вот по отношению к году, который фигурантам «дела ЮКОСа» остался, это серьезное снижение. По его мнению, так ситуацию может оценивать суд. Напомним, кстати, что вчера в начале слушаний прокуратура просила Верховный суд никаких смягчений не производить.
Гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин, напротив, уверен, что «в «третьем деле» поставлена точка. Его, очевидно, не будет – вот что следует из этого приговора». При этом он напомнил, что власть заранее заняла круговую оборону – ведь по нынешнему законодательству человек, когда-либо осужденный за тяжкое или особо тяжкое преступление, не имеет права баллотироваться на выборные должности. Таким образом, заметил эксперт, «власть, видимо, решила, что не стоит высасывать из пальца очередное дело, но вот личная нелюбовь к Ходорковскому кое у кого явно остается». Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин советует либералам, которые, по его мнению, «третье дело» сами и придумали, расслабиться. «Самое важное, что ВС РФ пошел по позитивному пути, когда принял решение уменьшить срок – причем строго руководствуясь законом». Мухин уверен, что Ходорковский и так не имел никаких шансов стать влиятельным российским политиком, а тем более уж президентом страны. И его дальнейшая судьба, по его словам, – «стать видным диссидентом, причем скорее всего внешним». Ну а «третьего дела» не будет точно, еще раз повторил Мухин, сославшись в том числе и на некую имеющуюся у него информацию. Стоит отметить, кстати, что в своем вчерашнем выступлении на суде сам Ходорковский высказал опасения по поводу «третьего дела».
Отец Ходорковского остался разочарован решением ВС: «На два месяца – мне за страну обидно. Я ждал честного ответа: решение было неправосудно», – заявил Борис Ходорковский после судебного заседания. Мать Ходорковского сообщила, что и не рассчитывала на решение суда, которым бывший глава ЮКОСа был бы немедленно освобожден: «Не было надежды. Ничего не изменилось в государстве. Верховный суд делает то, что говорят выше». «Это не жизнь, а какое-то существование. Каждые два месяца мы к нему ездим. Едем туда, потом ждем и снова едем. Так и проходит жизнь», – заявила она.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


За два дня в выборах в Москве приняли участие почти 2,6 млн горожан

За два дня в выборах в Москве приняли участие почти 2,6 млн горожан

Галина Грачева

Голосование в столице проходит под контролем наблюдателей Общественного штаба

0
262
ЦИК отметил высокую явку на выборах в Москве

ЦИК отметил высокую явку на выборах в Москве

Татьяна Астафьева

К середине второго дня голосования в столице проголосовали более 2,2 млн человек

0
532
В первый день голосования проголосовали более 1,8 млн москвичей

В первый день голосования проголосовали более 1,8 млн москвичей

Галина Грачева

Подавляющее большинство избирателей сделали свой выбор в онлайн-формате

0
867
Прокол вуали. Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

Прокол вуали. Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

Петр Твердов

Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

0
1681

Другие новости