За нарушения на митингах теперь можно будет наказывать избирательно. Фото Reuters
Правительство добралось до исполнения постановления Конституционного суда, вынесенного 14 февраля этого года, по так называемому драконовскому закону о митингах, который был одобрен Госдумой летом 2012 года. Вчера соответствующий законопроект рассмотрели на заседании кабинета министров. Штрафы, резко повышенные тогда, суды теперь смогут назначать и ниже низшего предела. Смягчается ответственность организаторов акций за нанесенный ими ущерб. Властям предписывается создать больше площадок для массовых мероприятий. При этом непонятно, отчего правительство так долго тянуло с представлением этого документа. А главное, почему он ни разу не был вынесен на общественное обсуждение и антикоррупционную экспертизу. Источник «НГ» в Госдуме считает: это знак того, что документ вышел из администрации президента.Законопроект был вчера рассмотрен на заседании кабмина. Полного текста правительство пока не предоставило, но даже из не очень пространного пресс-релиза все было вполне понятно. Документ, похоже, полностью соответствует тогдашнему соломонову решению КС РФ от 14.02.13, который признал драконовский закон о митингах одновременно и соответствующим, и противоречащим Конституции. Правительственная инициатива на первый взгляд, кстати, тоже такой породы: вроде бы указания Высшего суда и выполняются, а, с другой стороны, не очень ясно, доскональным ли образом или все-таки в виде некой интерпретации. Такие случаи в прежние времена уже бывали, когда законодательные нормы, забракованные КС РФ, формально вроде бы и менялись, но от этого становились еще хуже. Коммунисты, например, все время вспоминают переработанный в самом начале нулевых годов конституционный закон о референдуме, после чего еще никому ни разу не удалось выполнить его новые положения на практике.
Напомним, что постановление КС РФ по ужесточенным летом прошлого года правилам массовых акций и наказаниям за допущенные на них нарушения далось ему непросто. Высший суд действительно одни и те же статьи вынужден был признавать с одной точки зрения соответствующими Конституции, а с другой – не совсем. Поэтому-то трое судей высказали свое особое мнение по такому странному решению, выразив каждый несогласие с тем или иным пунктом выводов большинства коллег. В последнее время такой разнобой в оценках для КС РФ совсем не свойственен. Однако в данном деле, конечно, большую роль сыграл тот факт, что законодатель, голосуя за более жесткие пункты Кодекса об административных правонарушениях и закона о митингах, штрафы в размере многих сотен тысяч рублей, запреты по любому поводу собираться людям вместе без предварительного уведомления властей и так далее, был четко политически ангажирован. Напомним, что летом 2012 года, когда так называемая внесистемная оппозиция, впоследствии названная «болотной», еще способна была выводить на улицы десятки тысяч граждан, партия власти в Госдуме и не скрывала – законодательство ужесточается персонально для лидеров «рассерженных горожан».
Так что КС РФ просто вынужден был признать, что штрафы, начинающиеся с десятков, а то и сотен тысяч рублей, – это все-таки неправильно. Повелев сделать так, чтобы у судов была возможность учитывать реальную вину человека, а значит, и варьировать размер взысканий. Правительство в своем законопроекте так и поступает. По статьям 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18 и части 4 статьи 20.25 КоАП судьи смогут назначать наказание ниже низшего предела. «Такая новация позволит правоприменителю при привлечении к административной ответственности более полно учитывать характер совершаемых правонарушений, имущественное положение правонарушителей, а также иные обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности, обеспечивая тем самым назначение правонарушителям справедливого и соразмерного наказания», – указывается в пресс-релизе с интернет-сайта кабмина. Кстати, год назад, когда закон обсуждался в Госдуме, эти аргументы ее большинством отвергались с лету. А еще в своем февральском решении конституционные судьи указали на недопустимость такой ситуации, когда ответственность организаторов акции за вроде бы как ставший ее результатом ущерб чужому имуществу, а также жизни и здоровью граждан наступает автоматически. КС РФ повелел, чтобы наказание следовало лишь за явное пренебрежение обязанностями организатора. В своем августовском проекте правительство так и пишет: караться будет только оно. При этом ни в одном, ни в другом документе так и не прояснено, а каким же образом следователям и судьям можно будет разделять действия организаторов на объективную и субъективную составляющие. Видимо, стоит предположить, что исключительно по указанию из вышестоящих инстанций.
В законопроекте, который прошел вчера через заседание кабинета министров, также выдвигается такое требование к региональным и местным властям: необходимо обеспечить людям возможность для проведения массовых мероприятий «в каждом поселении (населенном пункте), городском округе и муниципальном районе субъекта РФ». И данная норма драконовского закона о митингах в прошлом году обсуждалась весьма горячо. Потому что было понятно: написанная в неопределенных выражениях, она приведет к тому, что власти на местах количество площадок для публичных акций минимизируют. Однако «Единая Россия» все эти возражения опять же слушать не захотела. А вот само правительство, готовясь к исполнению постановления КС РФ, почему-то не захотело услышать такое мнение, что оно само допускает нарушение закона. Когда решение судей оглашалось, действовало правило, что оно должно быть исполнено не позднее трех месяцев. Однако уже весной этого года в конституционный закон о КС РФ была внесена поправка, расширяющая этот срок до полугода. Так вот, исполнительная власть отчего-то решила, что она имеет обратную силу именно для новой редакции законопроекта о митингах. И действительно, составляла ее почти полгода.
Но не менее удивительно, что за это время текст документа вопреки всем нынешним традициям и законам так и не был вынесен ни на общественное обсуждение, которое проходит сейчас на специальном интернет-портале, ни на антикоррупционную экспертизу, проводимую там же. А еще его следов корреспонденту «НГ» не удалось отыскать и на сайте самого правительства, которое обязательно выставляет там все проекты, прошедшие его комиссию по законопроектной деятельности. Из чего приходится делать вывод, что и этой процедуры данный текст избежал. Источник в аппарате Госдумы, внимательно отслеживающий законотворческую активность исполнительной власти, сказал «НГ», что это верный признак его особого статуса. «Вероятнее всего, что черновой вариант был составлен в президентской администрации, так что одобрение правительства в этом случае является пустой формальностью», – пояснил собеседник «НГ».