Фото Reuters
8 сентября 2013 года в России пройдет уникальный политико-социологический замер, который позволит одновременно и экспериментальным путем проверить целый ряд ключевых гипотез: о дееспособности обновленной Кремлем системы управления внутренней политикой, о сохранении (или несохранении) консолидации региональных элит, о наличии (отсутствии) политического будущего партийной системы в целом и партии «Единая Россия» в отдельности. Причем эксперимент будет исключительно репрезентативным: в восьми регионах (впервые за девять лет) пройдут прямые выборы руководителей исполнительной власти, в 16 регионах – очередные выборы депутатов законодательных собраний. Кроме того, выборы мэров пройдут в восьми столицах субъектов Федерации, выборы депутатов представительных органов – в 12 столицах.За последние месяцы эксперты во власти и около нее активно прогнозируют сентябрьские результаты, выделяя особенно проблемные регионы. К ним относят прежде всего Ярославскую область (где лидером списка прохоровской «Гражданской платформы» объявлен арестованный мэр Ярославля Евгений Урлашов), а также Забайкальский край, Архангельскую, Владимирскую, Смоленскую и отчасти Иркутскую области. Во всех перечисленных регионах эксперты фиксируют серьезные трения в региональных элитах, вызванные новыми назначениями губернаторов, обидами в рядах оттесняемых от власти «староединороссовских» кругов, а также амбициями в региональных отделениях ЛДПР и «Справедливой России», представители которых внезапно оказались на губернаторских постах. Исключительно знаковыми являются для политиков и политологов выборы губернатора Московской области и мэра Москвы – в обоих случаях властью явно предпринята попытка провести «эталонные» кампании с целью восстановления общественного доверия к самому институту выборов и при этом без серьезных политических рисков. Что касается выборов в остальных регионах, то по отношению к ним никаких неожиданных прогнозов не выдвигается.
Между тем сама по себе трансформация политической системы является существенным фактором, вносящим непредсказуемость в избирательный процесс. И «проблемные» регионы, как показывает опыт последних двух лет, – это вполне решаемые для новой кремлевской команды задачи. Можно ожидать, что пользующаяся мощной поддержкой Центра врио губернатора Владимирской области Светлана Орлова, несмотря на серьезные системные трудности, связанные с настроениями избирателей и своеобразными качествами некоторых представителей губернаторской команды, не преподнесет своим кураторам неприятного сюрприза. Скорее всего уже решены (жесткой, но юридически корректной зачисткой) и проблемы двух регионов, где всерьез нацелились на результат прохоровцы, – Забайкалья и Ярославской области.
Другая ситуация в регионах якобы «беспроблемных», где внутриэлитные противоречия скрыты благополучной отчетностью. Среди таких регионов называют (с большим или меньшим основанием) Башкирию, Хакасию и Ульяновскую область. Традиционно управляемая в электоральном плане Башкирия становится малопредсказуемой из-за серьезного расхождения в элитах на республиканском и федеральном уровнях – хотя можно ожидать, что все участники конфликта слишком статусны, слишком ресурсны и слишком известны, чтобы допустить неконтролируемый выброс своих противоречий (и политической судьбы) на дальнейшее усмотрение Кремля.
В Ульяновской же области, с одной стороны, режим заслуженно считается достаточно авторитарным – губернатору Сергею Морозову, пребывающему в должности уже третий срок, удалось загнать оппозицию (как политическую, так и экономическую) в жесткие рамки: региональное отделение КПРФ считается «системным и управляемым», а бизнес, не санкционированный командой Морозова, имеет мало шансов на выживание. С другой стороны, Сергея Морозова считают одним из самых конфликтных губернаторов в стране (сменяемость должностных лиц в его правительстве уникальна), но практически никто не признает за ним качеств сильного политика. Поэтому возникает провоцирующая ситуация: множество «обиженных», «лишенных» и прочих в отсутствие реальной политической конкуренции способны негласно соединиться для нанесения ущерба слабой и непопулярной исполнительной власти – и нанести тем самым ущерб имиджу власти федеральной. Во всяком случае неожиданная атака радикальной партии «Коммунисты России», объявившей одной из главных целей своей избирательной кампании «защиту родины Ленина» от губернатора Морозова, сулит и другие электоральные сюрпризы.