Эдвард Сноуден обдумывает дальнейшие планы. Фото Reuters
Консультирующий Эдварда Сноудена адвокат Анатолий Кучерена заявил, что экс-сотрудник ЦРУ может попросить российское гражданство. Тем более что статус беженца предполагает сокращенный период рассмотрения такого ходатайства. Однако против такой возможности высказались видные российские политики и политологи, которые считают, что предоставление Сноудену гражданства приведет к ухудшению отношений с США.Вашингтон намерен и далее прилагать усилия к тому, чтобы добиться от России выдачи Сноудена. Как заявил официальный представитель Госдепартамента США Патрик Вентрелл, Вашингтон продолжит работу с Москвой по правовым и дипломатическим каналам, включая уровень президента Барака Обамы. Он добавил, что у США и России нет договора об экстрадиции, однако политика администрации «остается неизменной: мы хотели бы, чтобы Россия вернула нам его (Сноудена. – «НГ») на основе имевшего место ранее сотрудничества в области соблюдения правовых норм», так как «для этого есть основания».
Однако, по словам главы общественного совета при ФМС России Владимира Волоха, после того как Сноуден официально обратился с просьбой о получении временного убежища, он не может быть выдан США. «Согласно международным конвенциям, к которым присоединилась Россия, и другим правовым документам, запрещается выдача иностранного гражданина государству, в котором ему грозит опасность», – сообщил он. И добавил, что Сноуден четко подпадает под международную защиту, к которой должно присоединиться и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Кучерена также уверен, что оснований для выдачи Сноудена нет. Сам узник «Шереметьево», видимо, сможет вскоре выйти на свободу.
Кучерена уверен: Сноуден покинет транзитную зону, как только ему вручат официальную справку о получении заявления о предоставлении ему временного убежища, а это займет не более недели. Потом Сноуден будет жить в гостинице или центре для беженцев, соблюдая режим миграционного учета. Получение политубежища не предусматривает выдачу паспорта: Сноуден с этими документами покинуть Россию не сможет. При выезде из страны статус беженца прекращается.
По словам Волоха, Сноуден сможет получить российское гражданство: «При получении Сноуденом статуса беженца предполагается сокращенный период рассмотрения ходатайства о получении гражданства, если не ошибаюсь – три года». Как сообщил Кучерена, Сноуден «не исключает возможности, что будет просить российское гражданство». Президент России Владимир Путин вновь напомнил, что «любая деятельность, которая наносит ущерб российско-американским отношениям, для нас неприемлема». Адвокат уверен: Сноуден знает о требовании российского лидера, и оно для него выполнимо.
«Речи о том, чтобы предоставить ему политическое убежище, а уж тем более российское гражданство, быть не может. Любые заявления по этому поводу носят исключительно популистский характер, и мы должны думать о национальных интересах России», – заявил замглавы комитета по международным делам СФ РФ Валерий Шнякин. Иначе Россия поставит под удар отношения с США: «Чем дольше на нашей территории будет находиться Сноуден, тем сложнее будут наши отношения, и наше партнерство будет под большим вопросом».
«Нам не стоит ломать копья из-за Сноудена, тем более что уже звучат голоса влиятельных американских политиков бойкотировать Олимпиаду в Сочи», – сказал Интерфаксу сенатор Игорь Морозов, имея в виду слова республиканца Линдси Грэма. Тот заявил, что США должны подумать о бойкоте Сочи-2014, если Россия предоставит информатору убежище. Путин также повторил, что «межгосударственные отношения гораздо важнее, чем дрязги спецслужб».
По мнению главы Центра политических технологий Игоря Бунина, между Россией и США раскручивается спираль шантажа, связанного со Сноуденом. Давление есть и с той, и с другой стороны: российская угрожает дать Сноудену гражданство, если, например, американский президент не приедет в Санкт-Петербург. «Мы угрожаем предоставить Сноудену гражданство, если США совершат недружественный акт, а США угрожают нам недружественными актами, если мы дадим временное убежище Сноудену, – сказал политолог в беседе с «НГ». – Это чисто дипломатическая шантажная борьба».