Алексей Навальный официально вошел в избирательную гонку. Фото Reuters
Вчера Мосгоризбирком (МГИК) зарегистрировал блогера Алексея Навального кандидатом в мэры Москвы. А сегодня, в день оглашения приговора оппозиционеру, в самом центре столицы ожидается народный сход несогласных, протестующих против сведения счетов с политическими оппонентами через уголовные дела. Эксперты объяснили «НГ» новую стратегию властей в отношении участия в выборах оппозиционеров, подчеркнув, что руководство страны ждет другая опасность: народные сходы все чаще стали собираться в российских городах.Вчера во МГИКе объявили, что Алексей Навальный был официально зарегистрирован кандидатом в мэры Москвы. «Если оппозиционер будет осужден по «делу «Кировлеса» и приговор вступит в законную силу до дня голосования, то его снимут с выборов», – предупредили в ведомстве.
Приговор должен быть оглашен кировским судом сегодня. Даже сторонники Навального уверены, что он будет условным – об этом свидетельствует масса факторов, включая неожиданную лояльность к нему со стороны московских властей, поделившихся подписями муниципальных депутатов. А также то, что все это время оппозиционер находился на свободе. Напомним, что другой обвиняемый в рамках дела – экс-глава «Кировлеса» Вячеслав Опалев, признавший вину, получил условный срок.
Впрочем, Навальный считает, что его могут арестовать в зале суда, а также снять с выборов, если обжалование приговора пройдет быстро. По его словам, «апелляция на приговор подается в течение 10 дней, дальше она может быть рассмотрена молниеносно или это займет какое-то время». Между тем агиткампания блогера началась – по всей Москве волонтеры активно распространяют агитационные кубы в его поддержку.
Выдвижение Навального в мэры Москвы сопровождалось целым рядом теорий, однако эксперты считают, что власти путем его выдвижения надеются легитимировать выборный процесс, поскольку убеждены в победе мэра Москвы Сергея Собянина. Навальному предрекают судьбу Евгении Чириковой, которая проиграла выборы мэра Химок и на некоторое время исчезла из публичного пространства. Некоторые оппозиционеры, в том числе и сопредседатель РПР–ПАРНАС Борис Немцов, критиковали его за принятие необходимых для регистрации подписей от единороссов, которых Навальный ранее назвал «жуликами и ворами». Вчера Немцов призвал забыть старые обиды и поддержать Навального, чтобы не поощрять «репрессивный беспредел» властей. О том, что руководство страны перестало бояться регистрации оппозиционеров на выборах, ранее на встрече с политологами объявил первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин. По данным «НГ», он похвалил Сергея Собянина за помощь Навальному с подписями, рекомендовав использовать такой способ в других регионах.
Сегодня вечером в Москве пройдет народный сход граждан, посвященный приговору в отношении Алексея Навального и протестам против политически мотивированных процессов. Такой формат акции, вслед за регионами, набирает популярность в столице: горожан без транспарантов и символики приглашают выйти на Красную площадь в знак солидарности с фигурантами всех политических дел. Наблюдатели предрекают, что на акцию могут прийти несколько тысяч человек – именно столько собрал предыдущий митинг протеста, посвященный началу «дела «Кировлеса».
В случае, если Красная площадь будет закрыта, организаторы предлагают выйти на Манежную площадь либо на прилегающую к ней площадь Революции – перекрыть весь центр власти, по их задумкам, все равно не сумеют. Каким будет отношение полиции к протестующим, пока можно только гадать. Массовых задержаний участников народного схода, особенно если он будет многочисленным, может и не быть, но людей станут отправлять в ОВД при первых попытках прокричать лозунги или достать плакат, убеждены участники подобных акций.
Между тем волна спонтанных народных сходов, организация которых не требует согласования, прокатилась по всей России. В начале июля на подобный сход вышли несколько сотен жителей Ярославля, возмущенных арестом мэра Евгения Урлашова. Практически одновременно бунт, всколыхнувший даже федеральные власти, вспыхнул в Пугачеве (Саратовская область) после убийства выходцем из Чечни местного жителя (см. «НГ» от 15.07.13). Там дело закончилось столкновениями с полицией и перекрытием федеральной автотрассы. В то время как СМИ рапортуют об отставках некоторых местных силовиков, а местные власти заявляют о том, что в городе все устаканилось, соцсети продолжают бурлить. Вчера местные жители распространили в Сети открытое письмо, согласно которому полицейские Пугачева якобы по обвинению в экстремизме начали задерживать людей, ранее призывавших на форумах и в соцсетях выходить на улицы. Официального подтверждения этой информации пока не поступило. Одновременно стало известно о народном сходе в Нефтеюганске (Ханты-Мансийский автономный округ). Там местные жители вышли на улицы в знак протеста против действий местных медиков, которых жительница города Елена Клинкман обвинила в халатности, унесшей жизнь ее шестимесячной дочери. Вчера в Нефтеюганск приехала губернатор Югры Наталья Комарова, которая потребовала от местных властей тщательнейшим образом проконтролировать ход расследования и по возможности успокоить горожан, которые в следующую пятницу намереваются снова устроить сход.
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский в беседе с «НГ», подчеркивает, что линия протестной активности в регионах может привести к падению поддержки местных властей, начиная от мэров и заканчивая губернаторами, а также привести к резкому падению рейтинга «Единой России» на региональных выборах: «Речь идет о расшатывании системы на местном уровне, которая со временем может перерасти в антипрезидентские и антисистемные настроения». По данным доклада Центра стратегических разработок, эксперты которого спрогнозировали митинги протеста в конце 2011 года, протест ушел из столицы в регионы. И в этом, по мнению экспертов, сейчас таится скрытая опасность для властей. По данным доклада, в регионах готовность к открытым выступлениям очень велика – 43%, а в городах-миллионниках – 63%. Больше людей адресуют свои претензии не местной власти, как это было еще три года назад, а президенту.