На пути православной миссии может встать мусульманское духовенство. Фото PhotoXPress
Московский Патриархат намерен активно проповедовать учение Христа среди нехристианских народов СНГ. На недавнем заседании Священного синода был принят документ «О современной внешней миссии Русской православной церкви». В приходах РПЦ на территории России уже не первый год ведется миссия среди трудовых мигрантов, но ее результаты ничтожны. Православная проповедь в мусульманских странах может привести уже к значительным, но негативным последствиям.До сих пор в Церкви осваивали миссию на местах – среди «иноверцев», приезжающих за заработком в российские города. Так, в минувшем году совместный проект комиссии РПЦ и Федеральной миграционной службы, посвященный языковой и культурной адаптации мигрантов, получил президентский грант.
Новый документ, посвященный «внешней миссии» Церкви, как следует из названия, направлен на проповедь православия за пределами страны. Однако в самом тексте отмечается, что «адресатом внешней миссии Церкви являются приверженцы различных верований и носители разных мировоззрений – как религиозных, так и нерелигиозных (светских)». Итогом подобной деятельности должно стать «приобщение новых членов к Церкви». Вести миссию планируется в том числе среди нехристианского населения стран, входящих в каноническую территорию РПЦ.
Как отметил в комментарии корреспонденту «НГ» глава Информационно-аналитического управления Синодального информационного отдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе, в так называемую «территорию пастырской ответственности», где преобладает нехристианское население, входит регион Средней Азии и Китай. По его словам, миссионерская деятельность обусловлена не чем иным, как призванием Церкви, согласно «Священному Писанию и Преданию, поэтому это не какая-то сиюминутная потребность».
Между тем существует тонкая грань между понятиями «миссия» и «прозелитизм», то есть обращение, переманивание человека из одной религии в другую. В упомянутом документе отмечается, что РПЦ не использует в своей миссионерской деятельности методы, которые «в современном контексте связываются с понятием прозелитизма». По словам Кипшидзе, «прозелитизм определялся как понятие в рамках Всемирного совета Церквей, и он предполагает использование материального фактора, малой степени образованности и иных условий, которые ставят человека в положение, когда он не может сделать свободный выбор относительно своих религиозных убеждений». Вот какие методы «искаженной миссии» приводит Всемирный совет Церквей (ВСЦ): открытая проповедь через СМИ, выступления в концертных залах, на стадионах, распространение литературы, создание приходов, финансирование образования молодежи, оказание широкой гуманитарной помощи, которая сопровождалась проповедью и т.п. В упомянутом документе РПЦ, в свою очередь, перечисляются следующие миссионерские методы, или «направления развития внешней миссии Русской православной церкви». Это перевод православной литературы, аудио- и видеоматериалов на национальные языки нехристианских народов, совершение богослужений на местных языках, создание на приходах «условий открытости» для тех, кто интересуется православием, детских кружков, групп социальной поддержки, образовательных курсов для взрослых из числа местных жителей, проведение православных фотовыставок и экскурсий по храмам и, наконец, «интеграция в жизнь прихода кандидатов в священство… из представителей коренного населения». Нетрудно заметить, что в этом документе присутствуют и образовательные программы, и создание новых общин, то есть противоречие с рекомендациями ВСЦ все же прослеживается.
Как отметил «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, миссия и прозелитизм «для обывателя – это практически одно и то же». «Я очень слабо себе представляю, – продолжил эксперт, – как именно Русская православная церковь будет вести миссию среди нерусского населения в Центральной Азии. По-моему, здесь шансы равны нулю». «Шансы были равны нулю, даже когда она пыталась работать среди мигрантов из Центральной Азии и, кстати говоря, это привело к жертвам», – добавил Малашенко. По мнению эксперта, миссионерская деятельность в этом регионе «вызовет протест и среди местного мусульманского духовенства, и среди власти». Действительно, опыт РПЦ по обращению мигрантов в Москве (кстати, выходцев из стран Средней Азии – основного миссионерского направления) трагичен. Так, четыре года назад был убит известный своей проповедью мигрантам-мусульманам священник Даниил Сысоев, основатель «Школы православного миссионера». Правда, миссия среди трудовых мигрантов продолжается, но уже не так активно (см. «НГ-религии» от 15.12.10).
Между тем на одной из территорий «пастырской ответственности» РПЦ – Китае – на днях высказали опасение в связи с быстрым ростом христианского прозелитизма. По всей видимости, РПЦ в первую очередь направит свои силы на среднеазиатские страны. Однако в Церкви не учли, что в регионах России правоохранительные органы не первый год пресекают деятельность зарубежных исламских миссий. В Средней Азии православные миссионеры, в свою очередь, могут столкнуться не только с противодействием мусульманского населения, но и местных властей, что может повлечь за собой напряженность в межгосударственных отношениях.