Народное голосование пока не приносит результатов. Фото Арины Салевич
На портале «Российская общественная инициатива» (РОИ) одно из предложений подобралось к планке в 100 тыс. подписей. После чего органы власти обязаны взять его в работу и, возможно, сделать из него законопроект. Почти 98 тыс. голосов собрала идея запретить чиновникам покупать за бюджетные деньги автомобили дороже полутора миллионов рублей. Это инициатива блогера Алексея Навального. Но ходу ей скорее всего не будет, потому что депутаты Госдумы от ОНФ уже предложили установить запрет на уровне 3 млн. «Фронтовики» утверждают, что их замысел не менее народный, чем у Навального.Интернет-портал РОИ работает уже три месяца. Но пока ни одна из так называемых петиций, то есть предложений от народа для власти, не преодолела поставленной в указе президента планки в 100 тыс. голосов.
Однако один из них приблизился к ней вплотную, а другая собрала почти три четверти от необходимого количества. Напомним, что после того, как официально установленный минимум той или иной инициативой преодолен, специальная экспертная группа направляет этот фрагмент «гласа народа» в орган власти по принадлежности. Впрочем, никакого автоматического превращения в законопроект это не означает. Зачинщикам инициативы может последовать и отказ: например, если что-то похожее делается уже самим ведомством или если, скажем, для введения какой-то законодательной нормы у государства нет соответствующих финансовых ресурсов и т.д. Короче говоря, от любой неудобной инициативы можно отказаться.
Ну, а у нынешних чемпионов РОИ никакого будущего точно нет. Дело в том, что без малого 98 тыс. голосов, поданных сейчас за поставленную на портал идею блогера Алексея Навального об ограничении закупаемых на бюджетные деньги автомобилей стоимостью в 1,5 млн. руб., как оказалось, уже никому не нужны. Потому что на днях трое депутатов Госдумы от ОНФ внесли законопроект об установлении такого максимума в 3 млн. Один из них, первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков, на вопрос «НГ», не хотят ли думцы присоединиться к финиширующей народной инициативе, сердито ответил: «У нас такая же народная инициатива, и мы не будем присоединяться ко всем остальным». Лысаков объяснил, что ОНФ в своих действиях последователен. Сначала Госдума установила повышенный транспортный налог на машины дороже 3 млн., хотя правительство изначально предлагало роскошью считать те, что больше 5 млн. Ну а теперь ОНФ ограничивает бюджетные расходы. Депутат пояснил, что в России продается много машин качественных, но не таких дорогих, как брендовые марки. «Наш проект направлен на то, чтобы госказна не платила за шильдики, считающиеся престижными», – заявил он. И подчеркнул, что если начальство станет покупать авто на сумму не более 3 млн., то подчиненным придется ездить на еще более дешевых. Лысаков призвал не доводить правильные идеи до абсурда, потому что «на мотороллеры пересадить всех чиновников будет еще дешевле».
Вторая инициатива, которая сейчас на РОИ набрала уже почти 73 тыс. голосов, к сожалению, тоже никакого будущего не имеет. И тоже, кстати, благодаря Лысакову. Потому что это именно он добился, чтобы в законе было отменено так называемое нулевое промилле. А ведь именно этого – вернуть минимально допустимый уровень алкоголя в крови – народ и добивается. На третьем месте – чуть более 47,5 тыс. подписей – стоит петиция о запрете приоритетного проезда по дорогам всем госслужащим, кроме оперативников силовых структур. Но у нее счетчик движется в последнее время довольно медленно. Интересно, что порталом РОИ совершенно не пользуются действующие оппозиционные партии. Например, коммунисты предпочитают собирать подписи самостоятельно, утверждая, что за месяц-полтора набирают больше сотни тысяч. Однако на официальном портале, где действует серьезная верификация, эти свои достижения они повторить не хотят. Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев объяснил это тем, что никто не верит в честность и неангажированность администраторов этого интернет-ресурса. А главное, по его словам, существуют большие сомнения, что прошедшие отбор инициативы действительно станут законами. И пока судьба лидеров РОИ по сбору подписей скорее подтверждает, чем опровергает уверенность коммуниста.