Арестованный ярославский мэр Евгений Урлашов пойдет на выборы от «Гражданской платформы». Фото ИТАР-ТАСС
18 июля суд огласит приговор блогеру Алексею Навальному – и в этот день оппозиция проведет «народный сход» на Манежной или Красной площадях Москвы. Впрочем, судебному решению может помешать статус неприкосновенности, который Навальный получит после регистрации кандидатом в мэры Москвы, о чем он вроде бы уже договорился с единороссами. Вчера же стало известно, что список «Гражданской платформы» на выборах в Ярославскую облдуму возглавит арестованный мэр Евгений Урлашов, которому следствие уже пообещало второе уголовное дело. А в регионах уже запущена кампания по сбору подписей с требованием лишить видных оппозиционеров российского гражданства.Акция в поддержку Алексея Навального должна пройти 18 июля на Красной площади. Есть план и на случай ее закрытия – Манежная или площадь Революции, ведь перекрыть весь центр власти, по мнению организаторов, не смогут в любом случае. Пока в группу «Народного схода» в сети Facebook записалось около 5 тыс. человек, согласовывать его с мэрией не планируется. Акция в этом формате, посвященная фигурантам «болотного дела», прошла у стен Кремля в субботу, 6 июля. Полицейские в «сход оппозиционеров, собирающих подписи», старались не вмешиваться – по крайней мере обошлось без задержаний. Наблюдатели, впрочем, сомневаются, что столь же спокойной будет реакция правоохранителей на акцию в защиту Навального. Тем более что Манежная площадь в этот день также будет частично перекрыта из-за проходящих в Москве гонок «Формулы-1».
Эксперты склоняются к тому, что приговор Алексею Навальному будет условным. Сам блогер в своем последнем слове проявил себя довольно эмоционально – назвал руководство страны «шайкой уродов», несколько угрожающе заметив, что не собирается уезжать из России. В этой своей речи Навальный выглядел настолько радикальным, что явно стал левее всех левых.
Однако что точно будет в Кирове 18 июля, до сих пор непонятно. Интригу внесло внезапное предложение мэра Москвы Сергея Собянина муниципальным депутатам отдать подписи за оппозиционера. В субботу секретарь политсовета московского отделения «Единой России» Ирина Белых после встречи с Алексеем Навальным подтвердила, что единороссы помогут последнему преодолеть фильтр. На что блогер уже ответил согласием. Таким образом, возникнет правовая коллизия – если подписи будут собраны к 10 июля, то к дню вынесения приговора Навальный будет обладать статусом неприкосновенности, положенной по закону кандидатам на выборные должности. Тогда оглашение приговора, возможно, придется перенести на неопределенный срок. Однако, впрочем, эта норма закона столкнется с другой – ровно противоположной. А именно той, которая запрещает человеку, когда-либо осужденному за тяжкое или особо тяжкое преступление, баллотироваться на любой выборный пост. Какая из этих норм будет применена к Навальному, сейчас не могут сказать даже самые уверенные в себе эксперты.
Одновременно стало известно, что мэр Ярославля Евгений Урлашов, находящийся в СИЗО по обвинению в покушении на взятку, возглавит список партии Михаила Прохорова «Гражданская платформа» на выборах в Ярославскую облдуму. Прохоров, выступая на региональной конференции, назвал такое решение «политически взвешенным и по-человечески правильным»: «Я очень горжусь тем, что есть такие люди, которые, несмотря ни на какое давление, остаются принципиальными». Сам Урлашов в своем обращении к соратникам из СИЗО заявил, что «полон духа и сил», подчеркнув, что не имеет отношения к тому, в чем его обвиняют, – по его словам, это провокация, направленная на сведение счетов лично с ним. «Хочу пожелать вам сил и стойкости, работникам мэрии не падать духом и работать ответственно, задержанным коллегам быть мужественными. Политика – грязная сущность...» – пишет Урлашов.
Алексей Навальный попадает в правовую коллизию между статусом кандидата и осужденного. Фото Reuters |
Тренд на политическое уничтожение оппозиции подхватили и в других регионах. В Краснодаре активисты некоего движения «социальной справедливости» собирают подписи за лишение гражданства вышеупомянутого Алексея Навального, а также сопредседателей РПР–ПАРНАС Бориса Немцова и Михаила Касьянова, лидера «Яблока» Сергея Митрохина и других известных оппозиционеров. На распространенных в Сети видеороликах, красноречиво озаглавленных «Против этих подонков», пожилые женщины-активистки хвастаются, что люди активно подписываются «против подонков, которые против России и которых при Сталине бы расстреляли». Дамы заявляют, что намерены собрать 100 тыс. подписей, чтобы передать свою оригинальную, пусть и не соответствующую Конституции инициативу, на рассмотрение российскому президенту.
Пока эксперты гадают о том, насколько терпеливым к давлению на оппозицию окажется российское общество, сами оппозиционеры ни египетского, ни турецкого сценария в России не ожидают. Член бюро РПР–ПАРНАС Илья Яшин в беседе с «НГ» заметил, что «народные сходы», которые недавно наблюдались в Ярославле и скоро можно будет увидеть в Москве, наряду с согласованными митингами являются единственным способом для граждан выразить свой протест. Яшин считает события вокруг Урлашова и Навального звеньями одной цепи: «Когда власть разбирается со своими политическими оппонентами с помощью правоохранительной системы, страна находится на развилке: либо превращается в жесткую тоталитарную диктатуру, либо случается революция. Россия на этой развилке».
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что власти необходимо убрать и Алексея Навального, и Евгения Урлашова из легального политического поля. В случае с Навальным, по словам Макаркина, можно обойтись и условным приговором. Однако всю оппозицию в целом, по мнению эксперта, нынешние власти характеризуют как меньшинство, «играющее в интересах Запада», с которым компромиссы невозможны. Такое поведение российской верхушки может привести лишь к дальнейшей радикализации протестных настроений людей, которые раньше считали себя умеренными.
Словно в подтверждение этих слов высказался вчера и известный экономист Сергей Алексашенко, заявивший, что «болотное дело», а также преследование Навального и Урлашова, пытающихся не идти на баррикады, а прорваться на легальное политическое поле, свидетельствует о том, что «у власти нет никаких аргументов, кроме омоновских дубинок и тюремных камер». «Российскому судебно-полицейскому сообществу следует готовить себя к роли обвиняемых. Обвиняемых по делу о злоупотреблении правом, о злоупотреблении судебным и уголовным процессом», – подчеркнул он.