Владимир Плигин рассказал, как будет сделан закон о парламенте. Фото РИА Новости
Закон о Федеральном собрании осенью может быть обсужден и принят Госдумой. Такой прогноз вчера дал председатель нижней палаты Сергей Нарышкин на первом заседании рабочей группы по подготовке данного акта. Спикер гарантировал, что новый закон за рамки, отведенные парламенту Конституцией, не выйдет. При этом выяснилось, что на Охотном Ряду данный законодательный акт рассматривается как базовый, отдельные положения которого потом вполне можно развивать.Источники «НГ» в Госдуме уверяют, что конституционный закон о Федеральном собрании, с необходимостью которого согласился президент, на своей встрече с парламентскими партиями благословив его написание, является максимально возможным компромиссом. Дело в том, объяснил один из них, что сначала была идея включить в Конституцию новую главу о парламенте. Это был тонкий ход: мол, Основной закон мы не меняем, а всего лишь дополняем. Но Владимир Путин якобы этот план отверг, запретив трогать Конституцию без нужды. Хотя сам, как это случилось 21 июня на Петербургском международном экономическом форуме, о ее будущем изменении сообщил между прочим. Напомним, что это произошло, после того как президент заявил о предстоящем объединении Верховного и Высшего арбитражного судов.
Однако ради парламента и некоего не очень понятного процесса по повышению его авторитета Путиным было дано лишь разрешение на модернизацию Конституции через конституционный закон. В котором, как указывают думские собеседники «НГ», действительно ничего нового пока написать не планируется.
На вчерашнем заседании рабочей группы под началом Нарышкина эта информация «НГ» получила подтверждение. Спикер подчеркнул, что при подготовке законопроекта «необходимо строго держаться в рамках Конституции». Он, впрочем, сказал, что и новации последнего времени в него тоже надо включить – например, нормы из закона о парламентском контроле. «Нам вместе предстоит подвести итоги деятельности Федерального собрания за 20 лет его существования и действия Конституции и сделать очередной крупный шаг вперед в части регулирования деятельности парламента в качестве разумного баланса в системе разделения властей», – сказал Нарышкин собранным в рабочую группу депутатам, сенаторам, ученым и экспертам.
Спикер ГД заметил, что спешить с этой работой не надо, но все-таки к осени ее следует закончить. Чтобы уже в этом году обсудить закон в Госдуме и принять. Председатель комитета ГД по конституционному законодательству Владимир Плигин объяснил более конкретно методологию работы над проектом. За основу будет взята глава 5 Конституции, к тезисам которой добавятся положения из регламентов обеих палат, закона о статусе парламентариев, соответствующих решений Конституционного суда. Нормы из законов о парламентском контроле и расследовании тоже будут использованы. А еще в закон о парламенте будут взяты некоторые традиции и практические подходы, сложившиеся за 20 лет. Конечно, заметил Плигин, излишней детализации в документе следует избежать. Но только потому, заявил он, что конституционный закон создаст нормативную базу, отдельные положения которой при необходимости можно будет развивать.
Конституционные законы, конечно, не могут менять какие-то положения Конституции. Однако с помощью этих законов, что бывало уже не раз, можно растолковать и даже дополнить конституционные нормы. Например, такие хитрости были применены при принятии законов о судебной системе и высших судах, а в законе о Конституционном, обновленном в середине 1990-х годов, он был лишен права самостоятельно инициировать трактовку законодательства. А в конституционном законе о правительстве исполнительная власть, записав в нем ссылку на свой регламент, получила возможность контролировать всю законодательную деятельность парламента. Так что скоро увидим, будет ли от последнего на это ответ, пусть и отсроченный на без малого десять лет.