03.07.2013 00:01:00
Политическая люстрация
Внести изменение в статью 15 закона о противодействии экстремистской деятельности предлагает правительство страны. В Госдуму уже внесен составленный Минюстом законопроект, содержащий всего-то одну фразу. «Лицо, которое ранее являлось руководителем или членом руководящих органов общественного или религиозного объединения, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может создавать общественное или религиозное объединение», – вот так лаконично и буднично исполнительная власть предлагает дать ей право проводить политическую люстрацию. То есть ограничивать в правах – в данном случае на общественную активность и свободное выражение собственных взглядов – тех граждан России, которые по каким-то причинам будут лишь подозреваться в экстремистских правонарушениях.
Из чего же следует такое предположение? Да из того самого ныне действующего закона, в котором на самом деле отсутствует четкое определение экстремизма, но зато перечислено, в каких действиях он может проявляться. Например, если кто-то намеревается насильственно изменить основы конституционного строя или нарушить целостность страны, публично оправдывает терроризм, разжигает разного рода рознь и вражду, превозносит одних людей и унижает других, сравнивая их по расовым, национальным, религиозным, социальным и прочим признакам и нарушая тем самым их права, то это точно экстремист. Или же если этот кто-то силой или угрозами препятствует свободному волеизъявлению граждан на выборах, мешает законной деятельности госорганов или структур гражданского общества, совершает преступления по мотивам любой вражды и ненависти, демонстрирует нацистскую символику, распространяет экстремистские материалы и пропаганду всего вышеперечисленного, если подстрекает к этому или все это финансирует, то тогда он тоже экстремист. Есть и еще одно основание: «Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего госдолжность РФ или госдолжность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением». То есть утверждения, что такой-то чиновник подозревается в фальсификации выборов либо преследовании какого-нибудь «Голоса», при некоторых обстоятельствах тоже могут оказаться экстремистскими проявлениями. А еще, напомним, случались уже и приговоры о разжигании вражды к таким социальным группам, как «госслужащие» и «работники правоохранительных органов».
Как известно, в последнее время из правительства регулярно исходят инициативы, которые выглядят явно политически мотивированными. Взять хотя бы недавнее предложение в целом ужесточить наказание по четырем «экстремистским статьям» Уголовного кодекса. Смысл данной идеи даже и не скрывается: преступления как минимум средней тяжести расследуются по более удобным для правоохранителей процедурам. Подозреваемых можно брать под стражу, вести их разработку техническими средствами, не опасаться короткого срока давности и сложностей с экстрадицией. Ну а для организаторов экстремистских сообществ наказание за уже тяжкое преступление означает автоматическое отстранение от любых выборов на всю жизнь. Нынешний же законопроект «закрывает» таких «экстремистов» на тот же срок и для любой другой общественной деятельности в качестве ее лидеров. И тут тоже мотив удобства для власти никак не скрывается. Как указано в пояснительной записке, что толку запрещать или ликвидировать какое-то общественное или религиозное движение, когда в отношении его лидеров «не установлено достаточных правовых оснований для привлечения к уголовной ответственности» и они по действующим правилам спокойно могут создать и возглавить новое. Вот так власти последовательно и явно вдумчиво – уже без прошлогоднего ажиотажа – закрывают все лазейки для оппозиционных структур, которые позволяли бы тем и дальше вести свою безусловно подрывную деятельность.
Комментарии для элемента не найдены.