Константин Ромодановский расписал задачи ФМС на ближайшую пятилетку. Фото РИА Новости
В конце этого года Владимир Путин проведет публичное обсуждение ведомственных планов по исполнению его прошлогодних «майских указов». Оценкой по итогам сдачи такого экзамена станет решение о дальнейшей работе в составе правительства того или иного министра. Президент уже критиковал их за осторожность в обязательствах и пустое многословие. Однако уроки Путина, как оказалось, усвоены не всеми. Например, пятилетний план Федеральной миграционной службы, деятельность которой видна каждому человеку, – это просто образец бюрократического подхода. Одни показатели – какие-то явно искусственные, другие – малопроверяемые. А вот, скажем, закон об иммиграционном контроле ФМС обещает написать почему-то лишь во второй половине 2015 года. Небыстро по планам службы будет идти и подготовка соглашений с главными «миграционными» странами СНГ.Правительство России приступило к публикации пятилетних планов министерств и ведомств по исполнению указов Владимира Путина от 7 мая 2012 года. Напомним, что тема работы исполнительной власти по так называемым майским указам президента уже дважды за последние два месяца обсуждалась на специальных совещаниях. Путин был крайне недоволен сначала нерасторопностью министров, а спустя месяц – низким качеством вырабатываемого продукта. «В документах слишком много размытых формулировок, общих фраз. Собственно говоря, ничего как бы необычного здесь нет. Мы так все обычно свои планы и пишем. Но пожелания светлого будущего сегодня уже недостаточно. Недостаточно! Нужна сугубо конкретная, понятная для граждан картина изменения в той или иной отрасли: через год, через два, через пять.
Как такие изменения скажутся на благополучии, на качестве жизни людей – вот что нужно понять», – высказался президент о представленных ему документах. Тогда, 7 июня, он дал еще две-три недели для улучшения содержания планов.
Можно сделать вывод, что уроки Путина усвоены плохо, а некоторыми проигнорированы. На интернет-сайте правительства размещены труды 30 ведомств. Можно познакомиться с задачами на пятилетку для Минобороны и МВД, Минкульта и Минфина, различных служб типа Росалкогольрегулирования. И везде беда, о которой говорил президент, – увлечение оргмероприятиями, которые, как известно, составляют смысл существования госбюрократии. Любопытно, однако, что пойти на такие ухищрения решилось даже такое ведомство, как Федеральная миграционная служба, эффективность деятельности которой может отследить любой гражданин страны, стоит выйти на улицу. План ФМС на 2013–2018 годы – образец того, как его делать было не надо, а с другой стороны – это невыполнение рекомендаций Путина.
Конкретные дела в нем тоже присутствуют. Однако большая часть приводимых цифр выглядит как взятая с потолка. Например, почему это миграционный прирост населения в ближайшие два года будет составлять по 300 тыс. человек, а с 2016 года он эту цифру превысит. И почему же количество высококвалифицированных иностранных специалистов, устраивающихся на работу в Россию, с 2014 года будет ежегодно расти лишь на 200 человек. А вот в рубрике о выдаваемых патентах как раз тем мигрантам, которые едут к нам из стран СНГ, то есть без виз, после 2013 года стоит прочерк и написано, что их количество просто будет увеличиваться. То есть нелегалов, как нам обещают, станет меньше. А вот темпы их уменьшения явно дутые: ровно по 5% каждый год. То есть с нынешних 60%, что само по себе уже почти признание в профнепригодности, до 35% в 2018-м.
Впрочем, возникает вопрос: а как это будет достигнуто? О введении визового режима в течение ближайшей пятилетки, судя по всему, решений не предполагается. ФМС явно предпочитает договариваться по-хорошему с теми странами, названия жителей которых, к сожалению, в современном русском языке стали нарицательными. Но отчего-то делает это опять непереносимо долго. Скажем, подписание соглашения с Киргизией об организованном наборе рабочей силы намечено только на второй квартал 2014 года. А с Таджикистаном аналогичный документ отнесен и вовсе на самый конец 2015-го. Лишь в конце 2014 года ФМС намеревается направить в Госдуму законопроект о принципах определения необходимой нашей стране рабочей силы, правилах ее привлечения на те места, где нет местных трудовых ресурсов, и вышеупомянутых организованных наборах. Таким образом, можно уже сейчас сказать, что еще года три, если не больше, никаких реальных мер по борьбе с нелегалами, кроме показательных телевыступлений, в стране проведено не будет. В том же плане ФМС есть показательное подтверждение этому предположению. Ведь проект закона об иммиграционном контроле планируется предоставить парламенту лишь во второй половине 2015 года. Пока он будет принят, пока вступят в силу подзаконные акты, пока все госорганы их изучат и опробуют на практике, пройдет еще не меньше года. Ну а там уже и первая путинская пятилетка подойдет к концу. Вот, правда, с таким подходом к работе, судя по высказываниям и обещаниям президента, руководитель ведомства Константин Ромодановский в принципе до этого момента досидеть не должен.