Ведомство Александра Коновалова заявляет, что новый «Голос» будет отвечать за нарушения старого. Фото РИА Новости
Планы руководства ассоциации «Голос» по созданию новой общественной организации, которая уйдет из-под ярлыка «иностранного агента», могут вызвать серьезное противодействие Минюста. Там уже пригрозили штрафами и административными делами за попытки возобновить свою деятельность. Эксперты считают, что Минюст де-факто вводит запрет на профессию.В канун важнейшего для столичного региона дня голосования, где изберут глав Москвы и Подмосковья, избирательные участки могут остаться без наблюдателей из ассоциации «Голос». В субботу пресс-служба Минюста сообщила, что попытки этого НКО продолжить приостановленную ведомством работу будут облагаться штрафами до 50 тыс. руб. и образуют состав административного правонарушения.
На прошлой неделе Минюст на полгода приостановил работу организации за ее отказ зарегистрироваться в качестве иностранного агента. В ответ в «Голосе» объявили о самоликвидации, объяснив, что вместо этого создадут новую некоммерческую организацию «В защиту прав избирателей» и одноименное общественное объединение без образования юридического лица, деньги на которые будут поступать только из российских источников. Заставить новое юрлицо зарегистрироваться в качестве иностранного агента стало бы невозможно.
Экс-заместитель директора уже бывшего «Голоса» Григорий Мелконьянц в беседе с «НГ» объяснил, что объединение решено создать для того, чтобы сразу приступить к работе, поскольку попытка зарегистрировать новое НКО может с первого раза не увенчаться успехом. По его мнению, Минюст проявляет пристрастность в этом вопросе.
Мелконьянц пояснил, что сейчас в «Голосе» действует ликвидационная комиссия, сам он там более не работает, а коллектив ассоциации перейдет в новое юрлицо, что Минюст запретить не может. «В противном случае это уже попахивало бы запретом на профессию – может, нам вообще больше наблюдением за выборами не заниматься?» – возмущался он в беседе с корреспондентом «НГ».
В «Голосе» убеждены: все происходящее наглядно доказывает ранее высказанные предположения о том, что закон об «иностранных агентах» писался специально под ассоциацию, наблюдатели которой вскрыли множество фальсификаций на выборах. Именно поэтому легальная возможность обойти спорный закон, которую не учли его авторы, вызвала у чиновников неадекватную реакцию. Напомним, что еще в момент подготовки закона источники «НГ» в администрации президента также назвали «Голос» одной из первых НКО, которую коснется его действие.
Сейчас юристы ассоциации заняты тяжбами и подачей апелляций в вышестоящие суды, включая Европейский суд по правам человека и Конституционный суд. В «Голосе» обещают, что все мероприятия по наблюдению за выборами 8 сентября будут выполнены. Там подчеркивают, что наблюдателей на участки направят от газеты «Гражданский голос», у которой помимо закрытой ассоциации есть и второй учредитель и работа которой не приостановлена.
Юристы объясняют позицию чиновников Минюста, по сути дела, перегревом на солнце. «Наверное, если в здании нет кондиционеров, тогда еще и не такие заявления можно сделать, – иронизирует в беседе с «НГ» адвокат Вадим Прохоров. – Естественно, по закону, когда речь идет о создании новой организации, никакой ответственности за действия старой коллектив нести не может». Прохоров, однако, предрекает новому юрлицу большие трудности: «Будут долбить новую НКО всеми возможными проверками – пришлют пожарных, налоговую и т.д. Но это уже другой вопрос».
Общую тенденцию давления на НКО характеризует и заявление уполномоченного по правам человека в Нижегородской области Василия Ольнева, потребовавшего возбудить уголовное дело за критику закона об НКО против председателя общественной организации «Комитет против пыток» Игоря Каляпина. Омбудсмена возмутило интервью Каляпина, в котором он говорит, что «очень хотел бы посмотреть на трусливых негодяев, принявших этот закон». В обращении в Следственный комитет (есть в «НГ») Ольнев поясняет, что ему «за державу обидно», и предлагает возбудить против Каляпина уголовное дело по ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти). Наблюдатели напоминают, что Ольнева не раз уличали в «неправозащитном поведении» – по некоторым данным, он регулярно вставал на сторону полицейских, обвиняемых в пытках и злоупотреблении полномочиями. По данным нижегородских СМИ, омбудсмен защищал полицейских, отбивших почку одному из задержанных, в результате чего врачам пришлось ее удалить.