28.06.2013 00:01:00
КАРТ-БЛАНШ. Стоп-сигнал для гонщиков в рясе
Об авторе: Андрей Львович Мельников – ответственный редактор приложения «НГ-религии», Лидия Владимировна Орлова – корреспондент приложения «НГ-религии»
Эта оперативность заслуживает внимания. Ведь ранее представители РПЦ говорили, что церковная судьба «монаха на колесах» будет определена после его выхода из заключения. На время заключения Семина только запретили в служении. Накануне заседания суда Московской епархии (о его решении стало известно только вечером) председатель Дисциплинарной комиссии при Епархиальном совете Москвы протоиерей Николай Иноземцев сообщил, что комиссия тщательно изучит все обстоятельства, составит свое заключение, которое будет передано для рассмотрения Патриарху Кириллу. Глава РПЦ получил заключение уже во вторник, а в среду состоялось заседание епархиального суда, который в тот же день вынес свое решение, ставшее сюрпризом для публики.
В заявлении, которое сопровождало утверждение им решения церковного суда, Патриарх Кирилл сказал: «Вина монаха Илии не вызывает сомнения, она им признана и полностью доказана в рамках судебного процесса». Между тем, как сообщают корреспонденции информагентств из зала Дорогомиловского суда, сам Семин в ходе судебного разбирательства говорил, что признает за собой вину в ДТП, но не считает себя виновным в гибели людей. Об этом же говорит длительная борьба за признание невиновности монаха в суде, в том числе с привлечением свидетеля, о котором скажем ниже.
Напомним, в ночь на 15 августа 2012 года Илия (Семин), находясь за рулем личного автомобиля «Мерседес-Бенц G500» ехал на большой скорости по Кутузовскому проспекту. Проигнорировав предупреждающие знаки, священник столкнулся с ехавшей впереди «Шкодой Октавиа», протаранил заграждение и наехал на троих дорожных рабочих. Двое из них скончались на месте, один был госпитализирован с травмами средней тяжести. Семин бросил свой автомобиль и скрылся с места преступления, однако уже на следующий день явился в отделение полиции с повинной.
Родственники погибших считают приговор Семину – три года – слишком мягким. «Семин заслуживает максимального наказания, предусмотренного данной статьей, а именно семь лет колонии общего режима», – считает адвокат потерпевшей стороны. Защитники опасаются, что монах может выйти на свободу уже в августе, когда получит право подавать ходатайство об условно-досрочном освобождении.
Дело с самого начала получило широкий резонанс. Не обошлось без скандалов. В ходе следствия пропали важные свидетельские показания, согласно которым Семин был пьян. Однако появился свидетель, утверждавший, что наезд на рабочих совершил автомобиль, с которым столкнулся «Мерседес» Илии. Выяснилось также, что иеромонах, служивший при храме Илии Пророка в Черкизове, владел еще двумя иномарками и как минимум одной квартирой в столице. Также у обвиняемого нашлась карта элитного фитнес-клуба. Сам Илия отмечал, что автомобиль, в котором он попал в ДТП, – подарок прихожан. Эти признания ставят крест на всех попытках оправдать служение иеромонахов не в монастырях, а в миру тем, что есть такие отдаленные уголки на Руси, куда священника с семьей опасно посылать. Да, есть. Но к таким местам храм в московском Черкизове точно не относится.
ДТП с участием Семина – не единственное дорожно-транспортное происшествие, произошедшее по вине священнослужителя. В том же 2012 году, 31 июля, произошла авария с участием игумена Тимофея (Подобедова). Суд лишил его прав, а церковным решением игумена перевели служить из Москвы в Воронеж вторым священником. Тогда, правда, ДТП обошлось без жертв. А весной с.г. было закрыто уголовное дело по статьям «Побои» и «Причинение легкого вреда здоровью» против протодиакона Сергия Фрунзы, служившего в одном из храмов Санкт-Петербургской епархии. В сентябре 2012 года протодиакон, находившийся за рулем иномарки, не пропустил автомобиль, в котором ехали две пенсионерки, и в результате возникшей перепалки избил женщин.
В заявлении Патриарха Кирилла, которое мы уже упоминали выше, говорится: «Содеянное монахом Илией дало повод ищущим повода обвинять всю нашу Церковь, стало стимулом для клеветнических измышлений против клириков, абсолютное большинство которых честно и жертвенно несет свое пастырское служение. Пусть произошедшее с монахом Илией послужит в назидание всем священнослужителям».
Видимо, это признание главы РПЦ может пролить свет на причины того, почему церковный суд форсировал решение по священнической судьбе чернеца-автолюбителя. Получается, пристальное внимание журналистов и общественности к этому делу не позволило церкви отмолчаться.
Протоиерей Всеволод Чаплин, выстраивающий взаимоотношения РПЦ и общества, поделился с нашим изданием своей оценкой истории с Семиным: «Патриарх не зря призвал духовенство вспомнить евангельские слова «Блюдите, как опасно ходите». Мажорство, распущенность, упование на силу связей, денег – все это священнику должно быть совершенно не свойственно. К сожалению, и я не побоюсь этого сказать, падение этого человека было длительным. То, что произошло, не случайность. Когда священник, к которому испытывают симпатию влиятельные и богатые люди, начинает чувствовать себя неприкасаемым, это опаснейшая вещь. А для священника опаснейшая вдвойне, потому что начинается настоящая духовная болезнь, которая, увы, часто плохо кончается», – заключил Чаплин.
Итак, то, что произошло – не случайность! Видимо, церковное руководство теперь обратит внимание на значительное количество иеромонахов, живущих на вольных хлебах, служащих настоятелями столичных храмов, куда с просьбой о требах приходят статусные и состоятельные прихожане. Обратит внимание на личную скромность черного, да и белого духовенства. Чтобы подарки от благодарных прихожан не доводили священников до греха. Журналисты в этом руководству РПЦ будут и дальше помогать.
Комментарии для элемента не найдены.