Многодетные семьи уже месяц пикетируют офис ЕР. Фото автора
Уже месяц у офиса «Единой России» в Москве продолжается голодовка многодетных матерей. Они построили у входа в офис ЕР палаточный городок и решили оставаться там, пока их требования о предоставлении жилья многодетным семьям не будут удовлетворены. В июне к акции присоединились матери солдат-инвалидов из Санкт-Петербурга. Как выяснила «НГ», представители партии власти предлагали организаторам голодовки решить их личные проблемы, но этим и ограничиться. Эксперты подчеркивают, что в любой демократической стране подобная акция отчаяния вызвала бы колоссальный скандал.Вход в общественную приемную «Единой России» в Банном переулке Москвы все больше напоминает протестный лагерь «Оккупай». Голодающие женщины установили под окнами здания импровизированные палатки из полиэтилена, принесли туда стулья, воду... Рядом обосновалась группа поддержки голодающих.
Интерес к лагерю проявляют преимущественно прохожие, которые внимательно выслушивают жалобы женщин и сочувственно вздыхают. Единороссы многодетных матерей игнорируют – ранее источники «НГ» в партии назвали их «проплаченными бомжихами». На официальном сайте ЕР говорится о том, что женщины занимаются провокациями, что они портят имидж «Единой России». Из-за этого обитателей лагеря несколько раз отправляли в ОВД.
Женщины заявили «НГ», что уходить от офиса партии власти не собираются, пока их требования о предоставлении жилья не будут выполнены. На данный момент у входа голодают три многодетные матери, правда, их состав несколько изменился.
На место уехавшей в Татарстан матери пятерых детей Оксаны Рыжковой, которой местные власти все-таки предоставили две комнаты в общежитии вместо одной, приехала председатель Совета матерей солдат-инвалидов из Санкт-Петербурга Алевтина Непомнящая. Она продемонстрировала «НГ» фотографию пострадавшего во время срочной службы сына Алексея Мухина, которого власти сняли с инвалидности и отказались дать ему жилье. Такая же ситуация, по ее словам, у целого ряда солдат-инвалидов, проходивших срочную службу в Российской армии.
5 июня Пресненский суд Москвы отказал потерявшему в армии зрение бывшему солдату-срочнику Валерию Коблову в постановке на учет по внеочередному выделению жилья. Его интересы в суде как раз представляла Непомнящая, которая в ответ на несправедливость решила присоединиться к голодовке.
Две другие многодетные матери – москвичка Екатерина Мальдон и уроженка Ханты-Мансийского автономного округа Ирина Калмыкова – прекращать участие в акции протеста не собираются. Напомним, что мать четверых детей Екатерина Мальдон требует от московских властей выделения субсидии на покупку нового жилья. Ранее чиновники ответили ей отказом, мотивируя это тем, что ее дети могут жить в квартире у отца, с которым Мальдон много лет находится в разводе.
Для Ирины Калмыковой голодовка закончилась госпитализацией. Она несколько лет пытается добиться помощи в российских госорганах. После того как у нее дотла сгорел дом, Калмыкова оказалась на улице. Она находится в правовом вакууме: чтобы прокормить себя и детей, женщина продала и оставшийся земельный участок, потеряв вместе с ним регистрацию и возможность претендовать на социальную защиту.
Решением их проблем, по словам участников бессрочной акции протеста, власти не занимаются. В лучшем случае демонстрируют отписки: мол, из-за лазеек в законах многодетные матери лишились права на жилье. Однако скандал не устраивает многих. Как стало известно «НГ», к организатору голодовки Екатерине Мальдон поступало предложение решить жилищные проблемы в частном порядке, но только ее личные.
Многодетные матери пытаются добиться решения их проблем через изменения в законодательстве, поскольку убеждены, что таких случаев по стране – тысячи, и многие женщины вскоре могут последовать их примеру. Как выяснила «НГ», участницы голодовки обратились с письмом и к сопредседателю движения «Народный фронт – за Россию» Станиславу Говорухину, однако там письмо также проигнорировали.
Председатель правозащитной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер в беседе с «НГ» подтвердил, что поднятые матерями проблемы носят в нашей стране массовый характер, но решений власть не принимает: «Закон Димы Яковлева приняли за 10 дней, это же так просто – запретить, и все. А помочь отчаявшимся многодетным матерям, которым попросту некуда деваться, – уже сложнее, и никакого желания этим заниматься у властей нет». Правозащитник подчеркивает, что такая острейшая ситуация в любой демократической стране привела бы к колоссальному скандалу.
Получить комментарий от руководства приемной «Единой России» не удалось – сотрудники наотрез отказались пропускать корреспондента «НГ» внутрь и даже сообщить начальству о визите журналиста.