Фото Reuters
Кроме Москвы, похоже, внимание на Центральной Азии сосредоточил и Пекин. Под видом участия в программах Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Китай активизировал свою военно-экономическую деятельность в регионе и, видимо, намерен не сдавать России завоеванные позиции. Об этом свидетельствуют итоги визитов в Бишкек министров обороны стран – участниц ШОС, где состоялся их неформальный саммит.До подготовки саммита и во время его проведения именно главы военных ведомств РФ и КНР выделялись своими контактами и заявлениями. При этом обращает на себя внимание тот факт, что министр обороны Китая Чан Ваньцюань прибыл в киргизскую столицу за два дня до начала мероприятия, обсудив с руководством республики конкретные программы двустороннего военного и военно-технического сотрудничества. Чан Ваньцюань встретился с киргизским руководством и в торжественной обстановке передал оборонному ведомству страны военное имущество, а также 60 автомобилей класса «Кадиллак». Он пообещал, что китайские специалисты построят для офицеров республики два девятиэтажных жилых дома (общая стоимость проекта составит порядка 13 млн. долл.), а также реализуют другие проекты в области гуманитарных программ и обороны.
Днем позже с руководством Киргизии общался министр обороны России Сергей Шойгу. Он, как и его китайский коллега, заверил президента Киргизии Алмазбека Атамбаева, что Россия в ближайшем будущем окажет республике военную помощь. Правда, в отличие от Чан Ваньцюаня, Шойгу не называл ни конкретных цифр, ни мероприятий в рамках обещанного военно-технического сотрудничества. «У нас практически все готово, – сказал Шойгу. – Думаю, уже в ближайшее время мы закончим согласование последних формальностей».
Заметим, что еще в ноябре 2012 года СМИ со ссылками на источники в военном ведомстве РФ сообщили, что Россия готова оказать безвозмездную военную помощь Киргизии на сумму 1,1 млрд. долл. А конкретные поставки вооружений начнутся уже летом 2013 года. Лето наступило, а поставок нет. Правда, вчера Шойгу обещал начать поставки с четвертого квартала этого года. Киргизские эксперты связывают это с затяжкой окончательной реализации контракта по продаже российскому «Газпрому» «Кыргызгаза», а также с закулисными играми Атамбаева вокруг американского авиационного центра транзитных перевозок «Манас», который после его досрочной ликвидации киргизское руководство предполагает продать туркам. А те якобы планируют его последующую передачу под контроль НАТО.
Между тем и РФ, и КНР делают вид, что судьба «Манаса» их не интересует. По крайней мере по «Манасу» официальных заявлений на оборонном саммите ШОС в Бишкеке вчера не прозвучало. Но уже ясно, что негласная борьба между Китаем и РФ в рамках ШОС в регионе усиливается. Невооруженным взглядом видно, что власти КНР, как и руководство РФ, наращивают не только военно-экономическую, но культурную активность в республике. Так, в рамках подготовки саммита государств – участников ШОС (он намечен на осень 2013 года) в Бишкеке пройдет Фестиваль китайской культуры. На китайские деньги с этой целью в киргизской столице построены здания и подарены автобусы и автомобили представительного класса. Китайцы, как и россияне, нацелены в Киргизии на гидроэнергетические и транспортные проекты. Посол Китая Ци Даюй в Бишкеке заявил на днях, что больше не осталось нерешенных технических вопросов по строительству железной дороги из Китая в Киргизию. По мнению дипломата, в принципе перспективно и совместное строительство ГЭС на реке Сары-Джаз. По статистике китайской таможни, товарооборот между КНР и Киргизией в 2012 году достиг 5 млрд. долл. Этот показатель в два раза больше, чем у Киргизии с Россией. В республике звучат мнения о том, что со стороны Китая идет своеобразная тихая экономическая экспансия.
Между тем вопросы общей безопасности, неразвитость экономики и социально-политическая нестабильность побуждают официальный Бишкек с благодарностью относиться к сотрудничеству с КНР. В свою очередь, Пекин, имеющий схожие проблемы в мусульманских регионах на северо-западе страны, граничащих с Киргизией, намерен здесь также укрепить свои не только социально-экономические, но и военные позиции. В Киргизии, а также в других странах Центральной Азии (ЦА) военно-стратегические интересы Пекина и Москвы пересекаются. Они, конечно же, усилятся после вывода из Афганистана в 2014 году международных сил содействия безопасности. Не секрет, что определенная стабильность там держится на штыках США и НАТО. Теперь этого не будет. И за состояние ситуации в Афганистане и в регионе ЦА в целом берутся отвечать такие организации, как ШОС и ОДКБ. Сами эти организации ранее подобные практические вопросы не решали и только совершенствуют свое сотрудничество в военной области.
Таким образом, ответственность за военную безопасность де-факто ляжет на двух лидеров этих организаций – Россию и Китай. Решая общие задачи региональной безопасности, они, конечно же, будут отстаивать и свои собственные геополитические интересы. Важно, чтобы Россия четко спрогнозировала последствия такой ситуации и смогла наметить пути решения проблемных вопросов. Конечно же, у нее есть свои постсоветские козыри – общеэкономические, этнические, социокультурные и т.п. Реализовать их – задача очень сложная, но хочется надеяться, выполнимая и для нынешнего руководства страны.