Сенатор Андрей Клишас придумал, как помочь Народному фронту. Фото РИА Новости
Президент Владимир Путин на недавнем учредительном съезде Народного фронта призвал членов ОНФ участвовать в выборах напрямую. В Совете Федерации придумали, как помочь фронтовикам. В Госдуму внесено соответствующее предложение сенатором Андреем Клишасом. Он считает, что соотношение партийных и одномандатных выборов в заксобрания субъектов РФ должно составить 25% к 75%. На уровне же местного самоуправления обязательность смешанной системы, по его мнению, следует отменить. Оппозиция уверена, что это наглядный образчик применения к избирательному праву принципа политической целесообразности. Эксперты отмечают процесс вымывания из отечественной политики идеологической составляющей.Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам Андрей Клишас предлагает подвергнуть корректировке сразу три базовых закона, связанных с выборами всех уровней: «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», «Об общих принципах организации органов госвласти субъектов РФ» и «О местном самоуправлении».
Инициатива Клишаса направлена, как следует из пояснительной записки, на «дальнейшую демократизацию политической системы РФ».
На региональном уровне ныне закреплена обязательность смешанной системы выборов в пропорции 50 на 50. То есть половина депутатов идет по партспискам, половина – по округам. Клишас предлагает другой расклад: четверть – списочники, три четверти – одномандатники.
В пояснениях Клишаса можно увидеть намек на расширение фронтовых рядов в избирательных кампаниях: «Это позволит привлечь к региональной и муниципальной политической деятельности новых и эффективных лидеров местного общественного мнения, реальных представителей территорий». Такое заявление является продолжением наказа Владимира Путина «Народному фронту – за Россию» активно участвовать напрямую в выборах всех уровней. Источник «НГ» в аппарате ГД объяснил, почему следует увеличивать количество одномандатников: «Какую-то часть округов надо дать ЕР, какую-то – оппозиции, чтобы все выглядело честно, какую-то – новым партиям, в частности спойлерам. Так что если оставлять количество округов прежним, то успехи Народного фронта просто не будут видны».
Зампред комитета ГД по конституционному законодательству от ЛДПР Сергей Иванов в принципе согласен, что на местном уровне обязательные партийные выборы – перегиб: «По своему опыту скажу, что на местных выборах, где все друг друга знают, главное – человек, а не то, в какой партии он состоит». Что же касается регионов, то тут, по его мнению, партвыборы более актуальны. Иванов считает, что инициативы, подобные той, которую выдвигает Клишас, конечно, больше относятся к технологическим. «Те же уши – от «Единой России», – только вид сбоку. Вот и все, что этим удастся добиться», – сказал он, имея в виду «инкубатор одномандатников» – Народный фронт. По словам главы юрслужбы КПРФ Вадима Соловьева, инициатива Клишаса – «это расширение демократии в пользу власти». Только через одномандатные округа ЕР или ОНФ смогут сохранить большинство, считает он.
Первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству от «Справедливой России» Александр Агеев заявил «НГ», что его партия категорически против таких колебаний избирательного законодательства: «Когда ситуация в экономике была благоприятной, то есть до кризиса, рейтинг ЕР был высоким и голоса можно было собирать по партспискам. А теперь ситуация другая – и тут же меняют систему». По его словам, «менять избирательное законодательство туда-сюда нельзя».
Агеев напомнил, что если в регионах и муниципалитетах выборы будут в основном одномандатными, кандидатов от оппозиции станут снимать без всякого шума, тогда как «снять с выборов партию – всегда громкое дело». Что же касается Народного фронта, то депутат-эсэр высказал сожаление: хорошую идею объединения всех здравых сил общества пытаются опошлить. А это происходит, как только появляются чиновники и начинают готовить организацию к выборам.
Замдиректора Центра политических технологий Борис Макаренко считает новацию Клишаса четким признаком того, что «ЕР падает»: «Многие губернаторы рассказывают о ситуации Центру. А по одномандатным округам они своих людей проведут в любом случае». Однако, замечает Макаренко, изменение нынешней системы ослабляет стимулы к партийному строительству.
Владимир Путин на недавнем съезде призвал ОНФ напрямую участвовать в выборах. Фото Reuters |
К примеру, «Гражданская инициатива» Михаила Прохорова может пользоваться в регионе 25–30-процентной поддержкой. Однако в Заксобрании партия получит места в рамках 25-процентной квоты. То есть 5–6%, учитывая участие в выборах других политструктур.
В этой ситуации обесценивается межпартийная дискуссия: она превращается в соревнование «обещалок», а не в объяснение того, как можно добиться обещанного с помощью партийно-идеологических подходов. Например, защищающих – принципиально – позиции малого и среднего бизнеса. На таких выборах населению все равно, за кого голосовать, лишь бы услышать побольше приятного.
Губернаторам, замечает Макаренко, всегда было удобнее иметь дело с одномандатниками, которых они отбирали по принципу личной лояльности: «Но когда Центру захотелось строить партию, а ЕР имела поднебесные рейтинги, они ввели партийные выборы, чтобы получать большинство. Сейчас тенденция пошла в другую сторону, и сегодня рассматриваются варианты полной отмены пропорциональной системы. Три четверти мест в региональных парламентах отойдут ОНФ, им будут давать флаг в руки, но на самом деле это будут губернаторские ставленники».
Впрочем, замечает эксперт, не все так плохо – одномандатники сейчас могут сделать политику хоть в какой-то степени публичной: «Да и фальсифицировать решения местных парламентов будет гораздо труднее, потому что списочники всегда голосовали по команде. Они знали, что в следующем составе останутся, только если будут выполнять все команды партийного руководства. А одномандатник может себя вести более независимо».
Директор Левада-Центра Лев Гудков не уверен, что закон Клишаса сильно изменит ситуацию в регионах: «У ЕР популярность снижается довольно заметно, особенно в крупных городах, – там, где сильнее протестные настроения. И в этом смысле чисто политтехнологический расчет может не сработать, потому что на выборы пойдут те же самые фигуры, но только уже в качестве беспартийных или независимых. Впрочем, я думаю, что несколько повысится явка. Главное для участников кампаний в регионах – доступ к ТВ Народного фронта. Это еще важнее, чем увеличение одномандатной квоты».
Власти пытаются устроить удобную для себя конфигурацию предстоящих выборов, считает генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков: «И это вполне естественное явление. Если бы ЕР сейчас имела высокую популярность, то, наверное, разговоров бы о квотах не было. Поэтому это лишний раз подтверждает, что популярность ЕР стремится к нулю. Причем это происходит настолько быстро, что едва успеваешь следить за процессом. Опять-таки выдвижение Собянина как одномандатника лишний раз это подтверждает – он не пошел от партии». Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин подчеркивает: «На самом деле логика развития событий подводила к постепенному отказу от партийных списков. А ОНФ в ближайшее время будет похож на пылесос, который постарается аккумулировать наиболее эффективных представителей самых разных политических партий».