Антон Иванов вынужден сверять часы по Верховному cуду. Фото PhotoXPress.ru
За пять минут до окончания своей речи на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме президент Владимир Путин объявил о готовящемся объединении Верховного и Высшего арбитражного судов (ВС и ВАС). Председатель последнего Антон Иванов в кулуарах форума отозвался о проекте весьма критически. Эксперты считают происходящее победой его давнего соперника главы ВС Вячеслава Лебедева. И допускают, что единый суд получит в качестве руководителя нынешнего премьера Дмитрия Медведева.«Предлагаю объединить Верховный суд Российской Федерации и Высший арбитражный суд, для чего будет необходимо внести поправки в Конституцию России», – сказал Владимир Путин. Таким образом, поставлена точка в затянувшемся споре относительно судьбы двух высших судов страны. Напомним, что еще полгода назад, 30 ноября 2012-го, глава ВАСа Антон Иванов категорически опроверг информацию в СМИ (см. «НГ» от 31.10.12) о готовящемся объединении. «Этот вопрос не обсуждается вообще», – сказал он тогда. Между тем решение Путина опирается, несомненно, на длительное обсуждение идеи во власти – с привлечением представителей судейского сообщества.
В кулуарах Петербургского форума Антон Иванов высказался относительно предложения Путина с изрядной долей скептицизма. Он сравнил будущую единую структуру с динозавром, управляемым маленьким мозгом, требующим настройки. И подчеркнул, что речь идет не о слиянии систем, а только об объединении высших органов двух судов. На вопрос, будет ли он бороться за пост председателя, Иванов прямо не ответил.
Между тем он сам еще в апреле с.г., на торжественном собрании, посвященном юбилею Конституции, говорил о серьезных проблемах раздельного существования Верховного суда и Высшего арбитражного суда. Потенциальный конфликт правовых позиций между двумя судами Иванов видит в том, что разрешение гражданских и административных дел разделено между арбитражными и судами общей юрисдикции. В результате, признает Иванов, высшие суды принимают разные акты по толкованию одних и тех же законов. «Но механизма гармонизации правовых позиций Конституция РФ, к сожалению, не содержит», – сетовал глава ВАСа. Похоже, Путин нашел способ гармонизировать правовые позиции участников спора.
По информации «НГ», сегодня как наиболее приемлемый рассматривается вариант, при котором арбитражный суд будет составлять одну из коллегий Верховного – наряду с коллегиями уголовной, гражданской и административной. А пленумы Верховного суда, как и раньше, будут обобщать судебную практику – теперь уже и арбитражную. А самое главное – готовится воссоздание судебных округов. То есть привязка судопроизводства к местным властям может существенно уменьшиться.
Информированный источник «НГ» объяснил решение Владимира Путина следующим образом: «Президенту это выгодно. Для улучшения инвестиционной привлекательности страны в условиях кризиса сохранять институт ВАСа в его нынешнем недееспособном виде нецелесообразно». Источник подчеркнул, что сегодня в Кремле принято решение оптимизировать судебную структуру в целом, создавая мощный единый центр принятия решений.
Заметим, что количество дел, которые рассматривает ВАС, крайне невелико. К примеру, по данным «НГ», их меньше за год, чем дел, рассмотренных в одном только Подмосковье. При этом степень «нездоровой активности» ВАСа весьма высока, отмечает источник: «Понятно, что Антону Иванову хочется закрепить свое положение. Он всегда стремился добавить себе полномочий. Постоянно пытался залезть в чужую юрисдикцию». Собеседник «НГ» связывает это обстоятельство с наличием во времена президентства Дмитрия Медведева у Иванова сильного лоббистского ресурса: «Председателю ВАСа многое удавалось.
Ему, как представителю отдельной ветви судебной власти, пусть даже и весьма незначительной в сопоставлении с судами общей юрисдикции, хотелось больше экспансии. Хотя он и не располагал достаточным ресурсным потенциалом для обслуживания такого рода деятельности».
Постоянно нарушая сложившуюся судебную практику, лоббируя сомнительные законодательные инициативы, связанные с созданием различных судов, патентных, например, Иванов пытался самоутвердиться, отмечает другой источник «НГ» на Охотном Ряду: «Иванов вносил в судебную практику элемент нездорового непрофессионализма. Прежде всего управленческого». Иванов слишком часто выступал с различными заявлениями, характеризуя работу судов общей юрисдикции, что вызывало нарекания со стороны представителей ВС.
Ярким подтверждением несостоятельности российского арбитража является стремление отечественных предпринимателей судиться не в России, а в других странах. Тех самых, к которым с подозрением относится Антон Иванов. Известно, что не раз он называл, к примеру, жандармом Высокий суд Англии. При этом Иванов так и не смог обеспечить должного качества рассмотрения арбитражных дел на родине. Источник «НГ» в предпринимательском сообществе назвал ВАС в буквальном смысле судом коммерческим, где уровень издержек значительно выше, чем в судах европейских: «Когда ты судишься в Лондоне или в Стокгольме, уровень твоих судебных издержек ниже, чем в судебной системе РФ».
В отличие от Иванова, который настаивает, что судебные системы объединяться не будут и что якобы речь идет только об объединении высших судебных органов, информированный источник «НГ» подчеркивает, что объединяться будут именно системы – с последующим поглощением арбитражной Верховным судом.
Представитель правительства в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский, который отстаивал идею объединения судов в течение последних 10 лет, пояснил «НГ», что одной из проблем существующей системы является порой разная практика двух судов по одним и тем же нормам права: «В свое время происходила настоящая война пленумов. Теперь разъяснения общих пленумов будут в равной мере обязательны и для арбитражной системы, и для системы судов общей юрисдикции».
Создав единый Верховный суд, уверен Барщевский, мы получим гораздо больше шансов на функционирование реально независимой судебной системы – в силу того, что это будет очень сильный орган: «А главное – прекратится перетягивание каната, которое имело место совсем недавно. Еще год назад шли ожесточенные споры между Верховными и Высшим арбитражным судами насчет того, где должна быть административная юстиция. Точку в этом споре на съезде судей поставил Путин, сказав, что этот институт будет работать в рамках судов общей юрисдикции. Но тем не менее и сегодня существует между ВС и ВАС некая ревность».
Глава Центра политических технологий Игорь Бунин допускает, что причина происходящего в том, что, вполне возможно, «когда-нибудь место главы единого суда предложат Дмитрию Медведеву».
Процесс объединения судов, получив мощный стимул, вероятно, завершится под Новый год. Как раз к тому моменту, когда премьер и его министры должны будут отчитаться по выполнению прошлогодних майских указов президента.