Фото Reuters
Группа депутатов из «Единой России» предложила резко сократить количество контрольных мероприятий государственных органов в отношении муниципальных властей. Предполагается, что местное самоуправление должно проверяться по общим правилам, которые применяются в отношении всех юрлиц. То есть не чаще одного раза в три года может быть плановая проверка, ну а внеплановые – только по каким-то острым поводам. Скорее всего такая законодательная инициатива напрямую связана с планами правительства создать в Интернете информационную систему «Народный контроль». Ведь именно по жалобам и заявлениям граждан и компаний муниципалитеты обычно и трясут.Депутаты-единороссы, в том числе из Народного фронта, представили в Госдуму законопроект о снятии с органов местного самоуправления (МСУ) и их должностных лиц излишнего административного давления со стороны федеральных, региональных контрольных и проверяющих служб. В пояснительной записке ими развернута поистине ужасная картина нынешнего незавидного положения муниципальных властей.
Депутаты ссылаются на то, что выступить с инициативой их побудили многочисленные обращения с мест. Например, о глубине взаимоотношений МСУ и прокуратуры. Так, в 2011–2012 годах по сравнению с 2009–2010 годами на 118% выросло количество прокурорских запросов, на 112 – проверок, на 105 – протестов. В суды на законотворчество местных властей прокуратура тоже стала обращаться чаще, здесь рост 124%. Более чем в два раза больше стало возбуждаться уголовных и административных дел. Ну а количество судебных дел по обжалованию действий МСУ составило по сравнению с прошлыми годами 201%. Соответственно этому выросли общее количество налагаемых штрафов – на 235% и такой важный показатель деятельности местного уровня власти, как среднее количество штрафных санкций на один орган МСУ.
Депутаты обращают внимание на то, что среднее количество проверок на один муниципалитет составляет 30–40 случаев в год. За то же время он реагирует в среднем на 70 запросов прокуратуры. Основные поводы для претензий к МСУ – бюджетное и земельное законодательства, а также закон о муниципальной службе. На них приходится примерно по одной трети от общего количества надзорных акций. Противопожарная безопасность, соблюдение прав несовершеннолетних и противодействие коррупции тоже весьма популярные темы для запросов, исков и проверок контрольных органов. Примерно половина из последних, указано в пояснительной записке, закончились штрафами от 300 до 100 тыс. руб. В пояснительной записке упоминается и опрос муниципальных служащих по всей стране, который в 2012 году был проведен по инициативе Всероссийского совета местного самоуправления. Основные жалобы муниципалов таковы: слабые финансовые основы существования МСУ, из которых невозможно выплачивать начисленные штрафы, зачастую превышающие общую сумму доходов; низкая квалификация работников в органах местной власти; слишком сжатые сроки для реагирования на замечания контролеров, нескоординированность и формализм в работе последних. В общем, войдя в положение муниципалов, ЕР предлагает, чтобы органы местной власти проверялись на общих основаниях с остальными юрлицами, то есть не чаще одного раза в три года. Это если говорить о плановых проверках. Что же касается внеплановых, то они осуществляются по более сложной схеме. Во всяком случае, хотя основанием для них и могут быть обращения граждан, но понятно, что отказ органа МСУ залатать кому-то крышу вряд ли послужит причиной решения прокуратуры проверить нерадивых муниципалов. Тем более что в скором времени у российских граждан должен появиться другой инструмент для защиты своих прав и интересов.
Речь идет о поручении Минсвязи подготовить и развернуть федеральную государственную информационную систему «Народный контроль». Проект постановления о ее создании опубликован в «Российской газете». Предполагается, что это будет своего рода социальная сеть челобитных. Ведь к жалобе кого-то одного смогут присоединиться другие граждане, проводя своего рода голосование за пришедшуюся им по сердцу проблему. Как говорится в правительственной разработке, чем больше голосов получает то или иное прошение, чем приоритетнее для власти становится его статус.
К сожалению, все это слишком напоминает портал народных инициатив, где действительно серьезные предложения несколько месяцев не могут набрать положенные для их дальнейшего продвижения 100 тыс. подписей. Зато всяческие пиар-инициативы и идеи под общим лозунгом «отнять и поделить» к заветной черте приближаются весьма быстро.