Фото Reuters
Скандал с Владимиром Якуниным, случившийся на днях, крайне любопытен. Как положено: если швырнуть в реку камень такого размера и с такой силой, кругов будет очень много. Прежде чем обсудить вечное: «Кому выгодно?», возникает другой вопрос: «Кто тут… чудак?»Ответ такой, какого и следовало ожидать: все.
Фальшивка была сработана на совесть, но а) содержала фактическую описку – одно слово было написано неграмотно, б) была разослана, естественно, с фальшивого IP-адреса. Это совершенно не смутило уважаемые (без кавычек!) информагентства. «Плыви же к невским берегам, новорожденное творенье!» Ну, а эта утка не плывет (все-таки XXI век на дворе!), а летает. И добрых полтора часа летала в эфире, вплоть до того, что «вновь назначенного» главу РЖД Мишарина уже стали поздравлять…
В общем, разведка информбоем показала степень профессионализма журналистов: сенсационную новость и не подумали проверить (просто позвонить в пресс-службу правительства), а поспешили («новости – наша профессия») бухнуть в эфир. Поведение со стороны журналистов вполне ожидаемое, легко просчитываемое (на это, естественно, и был весь расчет авторов провокации), но от этого не менее глупое, «детское». Понятно, что сейчас выпускающие получат втык, как понятно и то, что никакого эффекта он не возымеет. Журналисты не учатся на своих ошибках, безусловный рефлекс остается: лучше 10 раз ошибиться, чем 1 раз затянуть время и проворонить сенсацию. Так было и так будет. Понятно и то, что в наше время, когда реально вовсе не то, что реально, а только то, что реально разошлось в Интернете, и только до тех пор, пока оно гуляет в Интернете, информвойна будет продолжаться.
То, что это именно информвойна, теперь уже никто не сомневается.
И энтузиасты-блогеры, которые «накрыли дачу Якунина», и бойцы невидимого фронта со своим иркутским IP-адресом – всего лишь рядовые спецназа. Кого-то могут и втемную использовать… Это все детали. Ясно, что есть совершенно четкие заказчики, планировщики, исполнители – как положено в любой серьезной пиар-войне. Методы, конечно, используются инновационные – в патриархальные времена битв Гусинского–Березовского не было ложных «извещений о смерти». Ну так военная наука не стоит на месте…
Ясно одно: одна данная акция вне контекста гроша ломаного не стоит. Якунин узнал о своем «снятии» во время обеда с Путиным. По его словам, аппетит у него не пропал. Но даже если и пропал на минуту – едва ли сверхзадача всей кампании была только в этом. Тут важна не отдельная акция, а именно – кампания, система действий. Дача, лжесообщение – элементы в общей борьбе. Ясно, что будут и новые наезды. Общая цель – как минимум подорвать репутацию. Это имеет и вполне материальный эквивалент. РЖД – одна из крупнейших госмонополий в стране. Понятно, что как любая компания такого масштаба, она берет кредиты. Если в результате неблагоприятного информационного фона условия для тех же кредитов станут хотя бы чуть-чуть сложнее, хоть чуть-чуть хуже – это одно тысячекратно превышает все расходы на информвойну. Ведь кредиты-то в любом случае многомиллиардные, а цена энтузиастов-блогеров – какие-то несчастные тысячи баксов…
Возможны и куда более хитрые многоходовки в кремлевских коридорах. Сам Якунин имеет такое несметное число друзей, «друзей» и прямых врагов, что едва ли может угадать, кто именно и зачем именно спешит бросить ему кожуру банана под ноги. Ясно одно – мультипликатор в таких играх огромный. Достаточно вспомнить, что именно сейчас, в рамках реконструкции железных дорог, РЖД должны получить около 260 млрд. руб. Даже короткая заминка с получением такого мешка опять же способна многократно покрыть все расходы по всем информвойнам.
Но есть здесь и еще один аспект.
Война персонально с Якуниным и с РЖД? Или более общего характера?
Я не просто не сторонник, а активный противник конспирологии. Но, борясь с этой лженаукой, надо опираться на факты и здравый смысл. А факты выстраиваются довольно любопытные.
В самое последнее время число наездов на госкомпании и их руководителей выросло в разы. Конечно, Якунин оказался на острие иглы. Но президент ВТБ Костин вполне мог бы с этим не согласиться, сказав: «Это что! Да по плотности огня, который ведется по моему адресу, Якунин просто расслабляется на курорте». Про то же ВТБ – и «зарплата в 30 млн. долл.» (опровергнуто), и обвинения в «рейдерском захвате Банка Москвы» (все ровно наоборот, ВТБ подсунули «куклу») и уйма «обличений Навального» (невысокого качества) и т.д. Так дело в ВТБ?
Да нет. Про главу совсем другой госкомпании «Роснано», легендарного Чубайса, мы узнали, что он «финансирует оппозицию» (опубликована лжепереписка ее лидеров, «обсуждавших», этично ли брать деньги Чубайса), идет общий информпоток, доказывающий, что Чубайс не просто американский шпион (это народ уже 20 лет знает), но еще и сверхнеэффективный менеджер. И т.д. и т.п.
Что касается тотальной информвойны против «Газпрома», то всякий, кто хоть раз в год смотрит деловую прессу, знает, о чем идет речь.
Опять же, я противник теории заговора. Верно и то, что госкомпании, по мнению многих экономистов, в принципе менее эффективная форма собственности по сравнению с частными компаниями. Правда, другие экономисты считают иначе, доказывают, что в ряде случаев выражение «естественная монополия» имеет самый буквальный смысл – например, в случае с РЖД.
В любом случае, не влезая в эти вековые споры, можно констатировать, что а) разумеется, бед, в том числе и коррупции в госкомпаниях, хватало и хватает, б) их руководители – совсем не «неприкасаемые», их, естественно, можно и нужно менять, в) общество должно знать в деталях, что там происходит, – ведь компании-то государственные!
Все это очевидно. Но очевидно и то, что в последнее время против именно этих компаний «как биологического вида» идет информохота. Она может иметь и экономические, и политические, и бюрократические (связанные, скажем, с судьбой правительства) мотивы. Распутать такой клубок едва ли возможно. Достаточно без всяких конспирологических завихрений констатировать, что такая война ведется.