Присутствие на съезде Эльвиры Набиуллиной и Сергея Иванова подтверждает политический характер мероприятия. Фото РИА Новости
Владимир Путин вчера повторил свое пожелание активистам Народного фронта участвовать во всех выборах. Таким образом он подтвердил, что политической функции ОНФ не лишается. Есть у него и еще одна, не менее важная, чем первая. В уставе фронта перечислены 11 центров общественного мониторинга ключевых вопросов жизни граждан и страны. По информации «НГ», скоро появятся и другие центры. Например, по ситуации в экономике, интеграционным процессам на постсоветском пространстве и ряд других.Эксперты указывают: когда сформируется круг ключевых вопросов, возникнет своего рода система контроля за деятельностью исполнительной власти и выработки возможных альтернативных решений. Или, по крайней мере, механизм получения лидером Народного фронта независимой информации об успехах и провалах правительства.
Общероссийское общественное движение «Народный фронт – за Россию» все-таки (как бы ни уверяли в обратном на его учредительном съезде 11–12 июня) будет организацией, созданной для решения прежде всего политических задач. Конечно, ОНФ будет и площадкой для того, чтобы люди разных взглядов – может быть, даже и противоположных – могли свести их к единому или максимально похожему мнению. Такую задачу, напомним, на прошедшем съезде опять поставил перед фронтовиками Владимир Путин. Вчера на семинаре для губернаторов он высказался о фронтовиках еще более категорично: «Надеюсь, что они будут действовать активно и будут влиять на формулировку решений, которые перед нами стоят, будут участвовать напрямую в выборах различных уровней и влиять на эти выборы». Эти заявления полностью повторят высказанные «НГ» полтора месяца назад предположения (см. «НГ» от 01.04.13). Ясно, что перед ОНФ поставлена задача подбора одномандатников. Сначала, скорее всего, на предстоящие в 2014 и 2015 году региональные кампании, а потом – и на выборы Госдумы 2016 года.
Впрочем, есть у Народного фронта и другие. Центральный штаб (ЦШ) имеет право создавать центры общественного мониторинга ключевых вопросов жизни граждан и страны. В уставе ОНФ перечислены 11 центров, но с оговоркой, что ЦШ при необходимости может создавать дополнительные центры. По данным «НГ», такая работа сейчас ведется. По словам источника «НГ», скажем, такое направление, как развитие культуры, появилось в уставе в самый последний момент. На его появлении будто бы настоял сопредседатель ЦШ Станислав Говорухин. Остальные два сопредседателя, избранные на съезде ОНФ, тоже без своих центров, похоже, не останутся. По словам еще одного собеседника «НГ» из фронтового аппарата, Александр Галушка возьмет на себя труды по отслеживанию проблем в «развитии бизнеса и предпринимательства», а Ольга Тимофеева займется мониторингом «защиты прав и свобод человека». Сопредседатели штаба фронта, у которых по уставу и так много обязанностей, взяли на себя не просто весьма важные, а крайне проблемные направления жизни страны и ее граждан. Даже если исходить из того, что пока, как уверил «НГ» источник, близкий к ЦШ, ничего более, кроме мониторинга, не предполагается. При этом он допустил, что в дополнение к накоплению информационного массива каждый из центров сможет вырабатывать и свои предложения.
По словам гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, для мониторинга будут использованы и профессиональные эксперты. Источник в ОНФ говорит, что пока не все ясно даже с размером и способами финансирования центрального аппарата движения. Однако потом «разработка каких-то предложений для власти вполне вероятна». Источник сообщил, что появления, скажем, такого направления, как евразийская интеграция, на которую был приглашен глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, не случилось. Видимо, потому, что пока не согласованы условия его участия в деятельности ОНФ. По этой же причине отсутствует и центр по мониторингу экономической ситуации в стране. Здесь, пояснил источник, наличествует еще и конкуренция между различными фигурами, участвующими в ОНФ. И, кроме того, имеется соображение имиджевое: «На экономику нельзя ставить человека, который не имеет веса в экспертных кругах, потому что тогда деятельность фронта на этом участке будет подвергаться уничижительной критике».
Источник «НГ» уверил, что проблемами ЖКХ действительно займется депутат Госдумы от «Справедливой России» Галина Хованская – несмотря на некое молчание, поразившее руководство эсэров после появления данной информации. «Сама она решение уже приняла, ну а партия с этим может смириться или нет – все равно», – отметил собеседник «НГ». По его словам, центры общественного мониторинга придуманы как непартийные структуры, где могут работать все, кто угодно. Через эти центры будут задействованы и общественные организации, которые сотрудничали с ОНФ раньше или хотят этого сейчас, но после отмены на съезде коллективного членства могли оказаться как бы в стороне. Что касается руководителей центров общественного мониторинга, то некоторые сейчас уже известны. Кроме трех сопредседателей ЦШ, «НГ» удалось узнать еще несколько фамилий. Например, отслеживанием миграционных проблем займется депутат ГД от ОНФ Михаил Старшинов. Качество дорог возьмет в свои руки другой думский фронтовик Александр Васильев, лидер движения «Убитые дороги». Образование планируется отдать члену Общественной палаты РФ Любови Духаниной. Остальные координаторы пока подбираются.
Складывается впечатление, что Народный фронт станет действовать именно параллельно, а не совместно с правительством, которое за все вышеназванные проблемы как раз и отвечает. Мониторинг ситуации, реагирование на конфликтные моменты, выработка оперативных, а на их основе и стратегических решений – именно то, чем обязана заниматься исполнительная власть как в виде отдельных своих звеньев, так и в целом. Нет ли в идее фронта попытки создания если и не альтернативного правительства, то по крайней мере системы получения Путиным независимой информации с мест? Информации, которую в дальнейшем будут использовать в своей деятельности его советники и помощники, и так уже «запараллелившие» кабинет министров?
Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко уверен, что такое вполне возможно: «ОНФ – корпоративистское образование, где вся структура – это тело, руководимое мозгом, то есть Путиным и штабом». Так что, по словам эксперта, если сверху пойдет сигнал о выявлении той или иной проблемы, фронтовики ее обязательно выловят – вместе с нужной к данному моменту характеристикой усилий правительства. Макаренко настаивает, что ОНФ – скорее народная альтернатива открытому правительству Дмитрия Медведева, построенному на принципах привлечения экспертного сообщества. Алексей Мухин не согласился с Борисом Макаренко: эксперты будут и у ОНФ. Но вообще-то он тоже предположил, что теперь «правительство обложено со всех сторон». При этом Мухин заметил, что «никто его не заставлял все время заниматься только организационными мероприятиями, существовать ради того, чтобы только существовать». Эксперт полагает, что осенью первые результаты мониторингов будут получены, и тогда у президента на руках будет объективная картина ситуации в стране.