Вряд ли Валерия Зорькина радует избирательность законодателей. Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
На следующей неделе Госдума принимает поправки в закон о статусе парламентариев, которые стали результатом «дела Гудкова» и постановления по нему Конституционного суда (КС). Судьи в конце декабря 2012 года признали конституционным, когда депутаты лишают своего коллегу мандата за параллельное предпринимательство, однако повелели и кое-что поправить в законе. Правительство успело внести новую редакцию в обязательный трехмесячный срок. А над еще одним постановлением КС, который 14 февраля признал частично неконституционным жесткий вариант закона о митингах, кабинет министров работать не торопится. Ссылаясь на то, что недавно срок исполнения решений КС продлен до полугода. Впрочем, настоящая причина проволочек, похоже, не правовые коллизии, а политическая целесообразность.Постановления Конституционного суда являются окончательными, обжалованию не подлежащими и вступающими в силу с момента оглашения. И выносятся они, кстати, «именем Российской Федерации». Все нормы законов, которые КС РФ признал неконституционными полностью или частично, с этого момента не действуют и не могут применяться. И даже если из постановления суда выходит, что в закон надо вносить поправку, все равно, пока ее нет, напрямую действует Конституция в том ее конкретном преломлении, о котором и высказался КС.
А законы, если надо, необходимо быстро править. Раньше для создания соответствующего законопроекта правительству отводилось всего-то три месяца. И оно в этот срок практически никогда не укладывалось, понаделав таким образом перед Высшим судом даже десятилетних долгов. С апреля этого года срок исполнения решений КС РФ увеличен до полугода. Причем заниматься этим может не только исполнительная, но и законодательная власть. Госдума, Совет Федерации, региональные заксобрания – все они могут сами написать нужный текст, а кабмину останется решить, согласен ли он с ним.
Однако, как оказывается, иногда правительству и прежних трех месяцев бывает достаточно для выполнения постановления КС, а иногда и ныне данного полугода явно не хватает. Наглядные примеры такого неоднозначного подхода двух ветвей власти к деятельности третьей можно наблюдать прямо сейчас. Вчера комитет ГД по конституционному законодательству подготовил ко второму чтению правительственный вариант обновленного закона о статусе парламентариев. Его окончательное принятие состоится на следующей неделе. Этот документ – тоже результат решения конституционных судей. Они в конце декабря прошлого года отклонили жалобу группы депутатов ГД, которые пытались оспорить «дело Гудкова». Напомним: в сентябре 2012 года тот решением большинства был досрочно лишен полномочий якобы за занятие личным бизнесом. КС РФ признал конституционным право думского «товарищеского суда» в политическом смысле казнить и миловать любого депутата. Однако указал на шероховатости процедуры. К примеру, не было указано, до какого момента разжалованный думец сохраняет неприкосновенный статус, когда и куда он может жаловаться и т.д.
Уточняющий все это законопроект правительство и внесло в ГД в апреле. И теперь, всего два с небольшим месяца спустя, он станет законом. И это правильно, в нем-то как раз есть оперативная необходимость. Ведь, заметим, в повестке думской комиссии по проверке деклараций в данный момент значатся два кандидата на досрочное лишение мандата – эсэры Илья Пономарев и Сергей Петров.
Между тем исполнять еще одно недавнее постановление КС РФ – о признании частично неконституционной последней жесткой редакции закона о митингах – никто как-то и не спешит. Принято же это решение КС еще 14 февраля, и три месяца с этого дня, понятное дело, уже прошло. В конце мая министр юстиции Александр Коновалов, правда, утверждал, что теперь, дескать, у его ведомства есть законные полгода. Такая трактовка, что для правительства закон почему-то имеет обратную силу, выглядит сомнительной с правовой точки зрения.
Но даже если это и так, стоит заметить, что и конец полугодового срока тоже уже виден. Он придет в середине августа. А до этого времени Минюсту надо будет составить текст, разместить его на пару недель или на месяц в Интернете для общественной экспертизы, затем согласовать в других ведомствах, провести через межведомственную комиссию и заседание правительства. Оставшихся от полугода двух месяцев на это не хватит. Могли бы помочь депутаты, сенаторы, а то и региональные законодатели. Однако, по данным «НГ», ни у одних, ни у других, ни у третьих подобного рода планов пока нет.
Заметим, что КС РФ в своем решении по митингам постарался соблюсти баланс. Конечно, большая часть норм закона признана конституционной. Скажем, запрет уже наказанному административно лицу быть заявителем новых акций или максимальные планки штрафов в 300 и 500 тыс. руб.