Вчера на сайте правительства РФ появилось сообщение о том, что его комиссия по законопроектной деятельности одобрила подготовленный Минюстом законопроект об очередной корректировке закона о некоммерческих организациях. Это произошло вечером в понедельник, сам же документ был составлен еще весной.
По официальной версии, он направлен на «повышение эффективности госнадзора за деятельностью НКО». Однако на самом деле он представляет собой знак окончательной победы во властных кабинетах той точки зрения, что за любой НКО ныне нужен особый присмотр. Потому что взятый кабинетом министров в работу проект делает очень простую вещь: он распространяет действующее жесткое отношение государства к тем НКО, которые, как говорится, «выполняют функции иностранного агента», на все НКО практически без исключения. И его даже еще и дополнительно ужесточает.
Сейчас внепланово и без предупреждения НКО, согласно закону, проверяются лишь по запросам избирательных комиссий, которые в ходе выборных кампаний имеют право оперативно проверить правильность финансирования кандидатов. Чтобы, значит, в кандидатские фонды ни в коем случае не поступили деньги из иностранных источников. А «иностранные агенты» проверяются, по сути, по любому поводу. Например, если они получили предупреждение о некоем нарушении, но в указанный срок не уложились. Или, скажем, если в Минюст либо его региональные подразделения от государственных или муниципальных органов, любых организаций и граждан, а также из СМИ поступил сигнал, что какая-то НКО проявляет экстремизм.
Точно так же внепланово можно подвергнуть проверке общественные структуры, которые, по мнению широкого круга заявителей, не исполняют некие нормы законодательства об НКО. И, наконец, если прокуратура по своим каналам получает сведения о любого рода нарушениях, допущенных «иностранными агентами», внеочередной проверки не избежать.
По новому законопроекту в отношении внеплановых проверок любых НКО остается действующая сейчас ссылка на требования избиркомов, но добавляются и вышеназванные четыре пункта от «иностранных агентов». Более того, в последнем из них, кроме требований прокурора, прописываются и некие «поручения президента РФ и правительства». То есть получается, что у первых лиц государства достанет времени для того, чтобы заинтересоваться деятельностью какой-то отдельной организации – одной из многих тысяч. Есть вероятность, кстати, что тут имеются в виду госкорпорации, госфонды и прочие структуры с госучастием, которые зарегистрированы в форме некоммерческих организаций. Уточнения на этот счет в документе пока нет, а стало быть, не исключено, скажем, прямое указание Владимира Путина или Дмитрия Медведева «взять за жабры» какой-нибудь очередной «Голос».
Впрочем, активность второго из указанных лиц в этом направлении менее вероятна, чем активность первого. Напомним, что именно по указанию Путина в годы его предыдущего президентства закон об НКО был существенно ужесточен. При президенте же Медведеве – по крайней мере в первой половине его срока – он подвергался постепенной либерализации. Появились социально ориентированные НКО, надзор за которыми был несколько урезан, сократились немного и проверочные полномочия госорганов. А вот что касается оснований для внеплановых проверок НКО, то с ними вообще случилась крайне любопытная история. Сначала – до середины 2011 года – о них вообще ничего не говорилось. Потом, при принятии закона об общих правилах проверок юридических лиц, который, кстати, был подготовлен кабинетом Путина, в отношении НКО как раз и появились все эти многочисленные основания. Однако осенью того же года по инициативе группы депутатов и сенаторов, а на самом деле, по некоторым данным, – по распоряжению из медведевского Кремля, все это из закона об НКО опять исчезло. Оставив лишь одно основание – запросы избиркомов. А в середине 2012 года все те же четыре пункта уже были предъявлены «иностранным агентам». Теперь круг замыкается – и горькую чашу «агентов» предстоит испить всем некоммерческим организациям.