Фото с сайта Министерства Образования и Науки РФ
Общественный совет Министерства образования и науки РФ так и не решился подписать открытое письмо в поддержку действий Министерства образования и науки в его борьбе с плагиатом в диссертационных работах. Решение вопроса отложили. Инициаторами такого письма выступили члены Общественного совета Сергей Волков, Михаил Гельфанд и Станислав Смирнов еще пару месяцев назад, в тот самый момент, когда Минобрнауки подверглось жесткой критике со стороны всех фракций Госдумы; тогда со всех сторон раздавались требования отставки Дмитрия Ливанова.Не решились, а такая поддержка была бы министру сейчас очень кстати. Ведь после «сдачи» депутату Бурматову и Ко заместителя министра образования и науки Игоря Федюкина министр Ливанов еще сильнее должен ощутить свое одиночество. Сама же ситуация отставки Игоря Федюкина в минувший вторник выглядит более чем странно. Накануне его отставки Генпрокуратура сообщает о махинациях с диссертациями. Выносит в адрес Дмитрия Ливанова представления и сообщает об увольнении шести чиновников и перемещении вниз по карьерной лестнице двух человек.
Утром 28 мая Игорь Федюкин, видимо, узнает о своей «отставке» из СМИ, в полдень он ее отвергает, а в два часа дня сам пишет заявление об уходе. Вечером приходит сообщение, что со своего поста уходит ректор Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриев, друг и соратник по РЭШ Игоря Федюкина. (Вчера, правда, в пресс-службе РЭШ сообщили, что Гуриев находится в официальном отпуске...)
Член Общественного совета (и, судя по всему, романтик!) биолог Михаил Гельфанд высказал предположение, что красивым шагом вышестоящего начальства было бы решение – не подписать заявление Игоря Федюкина. Но реалист Дмитрий Ливанов, понимающий этот сигнал «распни его!», признает за Игорем Федюкиным право уйти. Он и сам готов уйти, как только поймет, «что больше не может эффективно» работать.
Телефон Игоря Федюкина молчит, мы не можем рассказать о его чувствах и мыслях. Но не исключено, что он ушел, потому что у него просто сдали нервы от развязанной против него лично и министерства войны. А вовсе не оттого, что был звонок сверху... Впрочем, затевая столь масштабные реформы, члены министерской команды должны были понимать, что сопротивление будет велико.
Потеряв еще одного бойца, Дмитрий Ливанов тем не менее демонстрирует явное желание довести начатое до конца. Более того, предполагаемые новые действия будут не менее масштабны. Министр так сказал о них на Общественном совете. Министерство продолжит курс на введение подушевого финансирования уже в вузах. Привлечет новые кадры высокой зарплатой. И продолжит курс на «открытость системы образования».
Так оно и есть. В распоряжении редакции «НГ» есть, например, проект приказа о том, что «выпускные квалификационные работы, выполненные по завершении основных образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров, подлежат размещению в электронно-библиотечной системе и проверке на объем заимствований».
Как будет осуществляться и дальше преобразовательная деятельность министерства, можно судить по заявлению министра, который обещает, что «его ничто не остановит», потому что он уверен, что «год, потерянный в этой борьбе, равен сотням тысяч искалеченных судеб молодых», которые принимают за образование фальшивку.
Сегодня Ливанову, как никогда, нужна поддержка Российской академии наук. Он не хочет и не готов к войне. Хотя справедливости ради заметим, что Министерство образования и науки находится в состоянии войны с РАН довольно давно. Просто до Дмитрия Ливанова это дело не доводили до публичного выяснения отношений (имеется в виду конфликт Жореса Алферова и Дмитрия Ливанова). Берегли нежные чувства общественности. Конфликт этот имеет глубокие корни, потому что, как заметил другой нобелевский лауреат Андрей Гейм, есть два министерства образования: одно – РАН, а другое, которое так называется, – Министерство образования и науки.
Андрей Гейм, тяжеловес от науки, бывший российский ученый, а ныне голландский подданный, работающий в Англии, приехав на днях в Россию, поддержал Дмитрия Ливанова в его позиции навести порядок в делах с РАН. В его понимании не имеет врагов тот, кто ничего не делает. А Ливанов делает, имея очень влиятельных врагов.
С помощью авторитетных людей в науке Дмитрий Ливанов хочет получить ответ на простые вопросы: требует ли восстановления научно-образовательный комплекс, который был в советское время, или нужно развивать новые институты? Как следует распределять растущее финансирование образования? Готова ли вузовская система к самоочищению, к отторжению тех организаций, которые не обеспечивают качественную работу? Ответы, впрочем, на все это у министра давно есть. Только они не нравятся тем, от кого зависит их воплощение.
А министр Ливанов и не скрывает, что ему и в дальнейшем придется применять еще не раз административное давление. Нравится это кому-то или нет.