Конституцию решили поберечь от правки. Фото Trend/PhotoXPress.ru
В Госдуме вчера опять говорили о российской Конституции. Очередное мероприятие в рамках празднования 20-летия и Основного закона, и самого Федерального собрания на этот раз было посвящено Конституционному совещанию, которое летом 1993 года подготовило документ, действующий до сих пор. Организаторы мероприятия постарались оставить его исключительно в историческом контексте. Однако слова о необходимости модернизации Конституции там все-таки прозвучали. Причем именно той ее главы, где говорится о парламенте. По данным «НГ», все последние заявления руководства ГД о разработке специального конституционного закона о Федеральном собрании – это попытка избежать корректировки Конституции.Круглый стол в Госдуме с замысловатым названием «Конституционное совещание 1993 года как форма участия гражданского общества в подготовке Конституции РФ» прошел вчера в полном соответствии с планом мероприятий по празднованию 20-летия Основного закона и нынешнего парламента. Таким образом, разъяснили «НГ» в аппарате нижней палаты, никакого отношения данное мероприятие к инициативам об исправлении Конституции, которые высказываются различными политическими силами страны, не имеет.
И действительно многие выступавшие вчера предавались лишь историческим экскурсам или обращались к спорам давно минувших дней. Хотя даже в приветственном слове председателя ГД Сергея Нарышкина прозвучало напоминание о дне сегодняшнем. Спикер, в частности, предложил круглому столу составить мнение об использовании сейчас уроков 1993 года. Нарышкин назвал созыв Конституционного совещания в том далеком году «шагом беспрецедентным, примером открытости власти, общественного согласия». Который был сделан, несмотря на сложную политическую ситуацию.
Председатель Госдумы сам обострил актуальность вчерашних «посиделок» бывших крупных госдеятелей и авторитетных юристов, за которыми наблюдали студенты правовых и политологических вузов. «Этот пример должен лежать в основе работы современного парламента. Сейчас мы переживаем новый этап политической реформы. И принимая важные решения по укреплению законодательной и представительной власти, развитию института политических партий, не имеем права игнорировать мнения гражданского общества и конкретных территорий», – объявил Нарышкин.
И первый же намек на то, что Конституция – не догма, прозвучал в выступлении руководителя аппарата Счетной палаты Сергея Шахрая, который 20 лет назад был главным юристом президентской власти вне зависимости от того, какие формальные посты занимал. Шахрай сообщил, что в мире все Конституции без изменений в среднем живут 17 лет. Правда, наша, уточнил он, этот срок уже превзошла. Тем не менее, заметил он, «мы вступили в возраст совершеннолетия Конституции в то время, когда примерно 40% ее положений не реализовано». Среди неисполненного Шахрай назвал административное судопроизводство, законы о котором в Госдуме обсуждают только сейчас, и конституционный закон о Федеральном собрании. Которого до сих пор нет даже в проекте, хотя после недавней встречи президента с руководством ГД и было принято решение о его подготовке.
Прежний политический и правовой противник Шахрая – президент Фонда конституционных реформ Олег Румянцев, который в начале 90-х годов был секретарем Конституционной комиссии, созданной съездом народных депутатов, вчера напомнил о том, что Конституционное совещание 1993 года было в первую очередь политической технологией. Которая, кстати, по его мнению, используется властью до сих пор. Суть же этой политтехнологии в том, что вместо одного правомочного государственного органа, позиция которого по каким-то причинам не нравится, надо создать другой – причем максимально общественный. Румянцев выразил сожаление относительно того, что президент Борис Ельцин не смог договориться с Верховным советом и подменил его неким консультативным органом. Впрочем, заметил Румянцев, в результате работы Конституционного совещания первоначальный ельцинский проект был частично улучшен. Исключением стала глава 5 Конституции, в которой прописаны полномочия парламента. Она осталась в первозданном виде, сводящем эти полномочия к минимуму.
Зампред фракции КПРФ Сергей Решульский выступление на круглом столе построил исключительно на сегодняшнем дне. Он напомнил, что коммунисты были против Конституции 1993 года, однако «плохой план лучше, чем хорошая анархия». Теперь, заявил он, необходимо развивать Основной закон, с одной стороны, а с другой – добиваться его максимально полного исполнения. Решульский настаивал на скорейшем принятии законов о Федеральном собрании и о порядке принятия всех российских законов. Чтобы Госдуму больше не было поводов называть «штамповочным цехом».
Напомним, что эти инициативы Владимир Путин в принципе одобряет. Однако, как стало известно «НГ», они представляют собой паллиатив действительно необходимым даже не изменениям, а скорее добавлениям в действующую Конституцию. Например, как сообщил корреспонденту «НГ» вышеназванный Румянцев, по сути, готов текст главы 5.1 с примерным названием «Контрольные полномочия парламента». Имеются разработки и главы о гражданском обществе, которая, кстати, была в том варианте Конституции, который в 1993 году проталкивали депутаты.
Румянцев считает, что в готовящемся в ГД законопроекте о Федеральном собрании нечего будет написать, кроме пересказа конституционных норм, положений закона о статусе депутатов и сенаторов и регламентов обеих палат. «Закон о парламенте – это сама Конституция», – заявил «НГ» Румянцев.
По некоторым сведениям, до Нарышкина соответствующие аргументы были доведены и он их будто бы донес до высоких кремлевских кабинетов. Но президентская сторона на модернизацию Основного закона идти пока, похоже, не планирует.