Граждане не торопятся поддерживать даже самые популистские проекты. Фото Василисы Деюн
Механизм подачи общественных петиций, так называемая «Российская общественная инициатива», действует полтора месяца – теперь рубеж в 1000 инициатив преодолен. Однако даже под самой популярной из них – о запрете чиновникам приобретать автомобили стоимостью более 1,5 млн. руб. – собрано лишь 48 тыс. голосов. Эксперты предполагают, что граждане просто сомневаются в результатах своих усилий, и не рассчитывая на реализацию требований.Интернет-портал «Российская общественная инициатива» (РОИ), на котором каждый гражданин может выступить с идеей для государства и даже со своим законопроектом, – это, по сути дела, единственное реально осуществленное положение одного из майских указов президента Владимира Путина.
Во всяком случае, в общественно-политической сфере. Система сбора предложений от россиян, каждое из которых после получения в свою поддержку 100 тыс. подписей теоретически может превратиться в законодательный акт, работает со 2 апреля. За эти полтора месяца на сайте выставлено 1028 петиций. Топовая десятка такова: во-первых, это требование не позволять чиновникам и руководителям госкомпаний приобретать авто на сумму более полутора миллионов рублей. За это к конце вчерашнего дня проголосовали почти 48 тыс. человек. Вторая по популярности инициатива – вернуть минимально допустимое значение алкоголя в крови водителей. За нее пока – около 33 тыс. На третьем месте с 22 тыс. – идея о придании правовой значимости видеозаписям ДТП. Четвертая позиция – тоже около 22 тыс. – отмена транспортного налога. Замыкает пятерку лидеров – с более чем 20 тыс. – предложение отменить право приоритетного проезда для властей предержащих. Далее люди настаивают на изменении принципов работы «Почты России» и запрете всем органам власти требовать от граждан копии любых документов. В десятке также некий проект «Мой дом – моя крепость!» – о праве защищать жилище любыми способами, идея о конфискации имущества за экономические преступления и о ликвидации обязательной регистрации для граждан РФ. Правда, последние две петиции пока собрали даже меньше 10 тыс. подписей.
Напомним, что, согласно правилам, утвержденным президентом, РОИ действует так: мысли гражданина о том, что необходимо то-то и то-то, должны быть правильно оформлены, изложены на русском языке понятно и логично. В них не должно быть никакой нецензурщины, оскорблений и пр. За всем этим следит Фонд информационной демократии, который назначен оператором портала. Если этот первый этап пройдет нормально, но инициатива появляется на сайте, и начинается сбор подписей в ее поддержку. 100 тыс. надо собрать в течение года. Если пройден и этот этап, то предложение отправляется в рабочую группу при Открытом правительстве, которая его изучит и, возможно, направит уже в правительство настоящее. Ну а то в принципе тоже не обязано превращать инициативу в законопроект в обязательном порядке, но если сочтет нужным, то направит документ уже в Госдуму. Такую многоступенчатость представители ряда общественных организаций уже жестко критиковали, но им в ответ на это было сообщено, что вот в США система общественных петиций вообще является неким социологическим инструментом, и не более того. Правда, заметим, что в одной из предвыборных статей Путина российский аналог был обещан более определенный – речь шла именно о возможности превращения инициатив в законопроекты, если будет 100 тыс. подписей.
10 наиболее популярных предложений на сайте РОИ собирают поддержку с начала апреля. Однако ни одно из них заветного рубежа пока так и не преодолело. Хотя напомним, что инициатива о роспуске Госдумы пару месяцев назад собрала 100 тыс. в пару недель. Коммунисты в течение месяца собрали более, чем нужно, за свои требования ратификации статьи 20 Конвенции ООН по борьбе с коррупцией. Сейчас, кстати, на сайте КПРФ собираются голоса за ужесточение миграционного законодательства. Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев сообщил «НГ», что порталом РОИ оппозиция пользоваться не намерена, чтобы не помогать пиару, который устраивает власть. Главную причину слабой активности россиян в поддержке вроде бы очень популярных предложений Соловьев объясняет прежде всего тем, что граждане не верят в реальную отдачу. «Чтобы люди поверили, надо было сделать более реальный механизм, гарантирующий, что собранные подписи действительно помогут какой-то идее стать законом, а для этого надо, чтобы все решалось не внутри правительства, а обязательно был подключен и парламент», – заметил коммунист.
Зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов обратил внимание на ту ловушку, в которую попадает власть, создавая такого рода порталы. «Сначала они какие-то мысли или понятия внушают гражданам через СМИ, и прежде всего телевидение, а потом получают от них ответ, вызванный такими манипуляциями, – и называют это обратной связью», – сказал депутат. По его мнению, в бюрократической системе все такого рода общественные палаты, общественные инициативы – это не более чем «фиговые листки». Емельянов также уверен, что низкая активность людей – это следствие их неверия в работоспособность интернет-законотворчества. По словам эсэра, гораздо проще установить в стране действительную демократическую систему, когда партии сменяют друг друга у власти: «Вот тогда граждане и найдут способы продвинуть какие-то свои инициативы». Зампред правления Центра политических технологий Борис Макаренко вообще считает, что скоро Путину предстоит выяснять, «какой дурак ему эту идею подсказал». Потому что когда действительно популистская инициатива вроде возвращения смертной казни или резкого снижения тарифов ЖКХ наберет положенное, то или правительству, или Госдуме, то есть «Единой России», придется ее «убивать». То есть лелеемая президентом система «прямой демократии» провалится, но ведь он в этом виновен быть не может, подчеркнул собеседник «НГ». Но, в общем, заметил эксперт, малая посещаемость нового ресурса достаточно говорит о репутации этой задумки властей. Впрочем, стоит отметить, что в принципы работы РОИ страховочные механизмы от такой ситуации заложены. Например, на сайт нельзя выставлять такие инициативы, которые запрещено выносить и на референдумы.