0
5868
Газета Политика Интернет-версия

16.05.2013 00:01:00

Тюремная немилость

Тэги: фсин, помилование, регионы


фсин, помилование, регионы Сегодня у осужденных почти не остается шинсов на помилование. Фото РИА Новости

В России практически прекратил свою работу институт помилования. По статистике Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) за 2012 год, президентские указы о помиловании коснулись лишь семнадцати человек. Печальную картину подтверждает и оказавшаяся в «НГ» официальная статистика из регионов: например, во Владимирской области из 70 просьб о помиловании не было удовлетворено ни одной. Эксперты в один голос заявили, что институт помилования в свое время был разрушен, чтобы на свободу не вышли экс-руководители ЮКОСа Михаил Ходорковский и Платон Лебедев.
Эксперты призвали «НГ» внимательно изучить владимирскую статистику, поскольку происходящее в рядовом регионе наглядно свидетельствует о работе уголовно-исполнительной системы страны. По данным местного управления ФСИН, каждый пятый заключенный отбывает наказание за убийство, каждый шестой – за кражу и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, каждый десятый – за разбой и грабеж. В ведомстве подчеркивают, что следственные изоляторы заполнены на 99,5%, а более 50% заключенных приговорены к длительным срокам лишения свободы.
При этом 41% заключенных были привлечены за преступления мелкой и средней тяжести и лишь 4% обвиняемых получили наказания, не связанные с заключением под стражу. Тюремный отчет заканчивается сообщением, что за 2012 год с запросом о помиловании обратились 70 человек. 26 из них были осуждены за преступления мелкой и средней тяжести. Помилованных не было вообще. По официальной статистике, которую «НГ» озвучили в пресс-службе ФСИН, за 2012 год было помиловано 17 человек. Всего, по официальным данным ведомства на 2013 год, в уголовно-исправительных учреждениях находится 693 тыс. человек.
Глава Общественной наблюдательной комиссии Валерий Борщев напомнил «НГ», что при президенте Борисе Ельцине комиссия по помилованию была полностью независима, а в год правозащитники отпускали на свободу по 12–13 тыс. человек: «Мы рассматривали по 200 дел в неделю». Позднее Владимир Путин подписал указ о переводе комиссий с федерального на региональный уровень, где они были подчинены губернаторам: «Сейчас члены комиссий передают прошение главе региона, тот отправляет их в Москву, где неизвестные общественности чиновники решают, кому даровать свободу, а кому нет».
Валерий Борщев подчеркнул, что общественная комиссия по помилованию была фактически единственным способом контроля за судами: «На решения судов мы влиять не могли, но если мы видели, что человек осужден неправосудно, мы сразу же после приговора могли его помиловать. И судьи это знали, их это сдерживало».
Борщев отметил, что уничтожение в 2001 году института помилования было первым сигналом для гражданского общества, на который тогда практически никто не прореагировал. О том, что власти изменили свое отношение к этому институту, позднее заявила и член еще ельцинской комиссии по помилованию Мариэтта Чудакова. Она пояснила, что в регионах вместо правозащитников в такие комиссии стали включать бывших «заслуженных» сотрудников МВД, многие из которых вообще являлись сторонниками смертной казни. Сейчас окончательно стало понятно, почему комиссии по помилованию были разрушены, резюмировал Валерий Борщев: «Если бы они функционировали в нынешнем виде, то Михаил Ходорковский, Платон Лебедев и участницы Pussy Riot уже были бы на свободе».
С институтом помилования в России все очень плохо, не сдерживается в выражениях правозащитник Эдуард Рудык, специализирующийся на посещениях российских тюрем: «Общался недавно с заключенными Можайской исправительной колонии: все опрошенные мною женщины и, что самое ужасное, подростки сказали, что им в помиловании было отказано». Такая же плачевная ситуация в колониях Татарстана, Пермского края и Свердловской области. Те единичные случаи помилования, с которыми я сталкивался за последние годы, лишь подчеркивают тенденцию, говорит Рудык: «К примеру, украл человек ботинки, его осудили на год, а после того как он отсидел 10 месяцев, президент подписывает указ о его помиловании».
А помиловать в стране есть кого, рассказал в беседе с «НГ» экс-сотрудник уголовного розыска, пожелавший остаться неназванным. Он рассказал, что смог проработать в системе лишь несколько месяцев после окончания юридического института: «Людей сажают вообще ни за что. На моих глазах слепили уголовное дело против 19-летнего парня, которого руководство учреждения приказало посадить – мол, проплатили. Я никогда, наверное, не забуду, как молодой пацан рыдал на допросе – он понимал, что фактически ему ломают жизнь. В итоге ему дали 13 лет за преступление, которого он не совершал – ему подкинули 3 килограмма героина». Источник рассказал, что, уже уволившись, он узнал, что практически все его бывшие коллеги вскоре и сами оказались в тюрьме – кто за взятку, а кто за превышение служебных полномочий.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
460
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
462
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
379
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
243

Другие новости